Автор: Руслан РЕВЯКО

14:07, 14 апреля 2011

Культура

remove_red_eye 246

Картинная галерея в альбомах

Частная коллекция в 70 тысяч картин известных художников хранится в доме у одного из жителей г. Барановичи. Возможно ли такое? Между тем, собирая открытки, посвященные художникам и их творениям, Николай Молотков сумел создать свой маленький Лувр.

Все началось с Рафаэля

Известный в Беларуси филокартист Николай Молотков, родом из г. Барановичи, всю свою жизнь прожил в Смолевичах, где работал учителем русского языка, музыки и пения. Выйдя на пенсию два года назад, он вернулся в родные Барановичи, в родительский дом.

Открытки Николай Молотков стал собирать еще ребенком. Некоторое время посещал изостудию Дома пионеров, и влечение к искусству осталось. «Зашел как-то в книжный магазин, – вспоминает он, – и мне так понравилась открытка с Мадонной Рафаэля, что я купил ее. За три копейки. Что это за цена?» В то, советское, время издавалось много художественных карточек. К окончанию школы коллекция Николая составляла уже примерно полторы тысячи художественных открыток.

РЕКЛАМА

После поступления в Минский пединститут наш земляк впервые попал в столичный клуб коллекционеров. «Туда дедки приходили c чемоданчиками, а в них – открытки! Я как увидел такое обилие, растерялся, стал покупать сразу Ивана Айвазовского. Смотрю, у них более 50 его работ продается! Сколько же может быть этого Айвазовского, думаю?» – и сегодня с восторгом вспоминает филокартист, имея в коллекции несколько сотен репродукций Айвазовского.

В 1987 году было создано Всесоюзное общество филокартистов. В правлении из семи человек единственным представителем Беларуси был Николай Молотков. Вместе с минчанином Сергеем Тумановым наш земляк принимал участие в составлении каталога открыток, которым пользовался весь  СССР. Каталог, отпечатанный на машинке в несколько сотен страниц, до сих пор хранится у Николая дома.

С тех пор много изменилось. По словам Николая Молоткова, сегодня молодежи, которая бы собирала художественные открытки, практически нет. Сейчас в моде дореволюционные открытки в видами городов, открытки времен Первой мировой войны или с изображениями династии Романовых. За границей подобная ситуация. «Я переписываюсь только с одним поляком, с которым мы обменивались открытками с институтской скамьи. Он старше меня, – рассказывает Николай Молотков. – Общаемся через почту, а вот встретиться с ним, к сожалению, ни разу не довелось».

За свою жизнь филокартист собрал около 70 тысяч открыток. Но поражает не количество карточек в альбоме, а знания по искусствоведению, которыми Николай Молотков обладает. Он может часами рассказывать про каждого художника, знает историю практически любой картины из своей коллекции. Специального образования у него нет, все знания накапливаются годами, уточняет Николай. Но и теперь много времени приходится проводить в библиотеке, чтобы почерпнуть что-то новое.

Сам Николай Молотков не рисует, но признается, что в молодости пробовал заняться пейзажем. А вот стихи он продолжает писать. Печатался в «Вечернем Минске», в Смолевичской районке. Когда-то сочинял песни, и в студенческие годы в Иваново защищал Беларусь на конкурсе авторской песни.

Тысяча белорусских картин

В последнее время Николай Молотков увлекся белорусскими художниками. В толстой картонной папке-скоросшивателе находится около тысячи открыток. Они хранятся в целлофановых файлах формата А-4, разделенных на четыре части. Каждый художник начинается с нового файла, где помещена карточка с информацией о нем и открытках из коллекции. Встречаются незаполненные ячейки.

«Эти места зарезервированы, ­– объясняет коллекционер, – открыток у меня еще нет, но место под них подготовил». Просматривая альбом, можно понять, сколько художников дала миру Беларусь! «Вот работы Михала Андриолли, он родился в Вильно, после восстания 1863 года сослан в Вятку, где учил рисовать молодых Васнецовых, – рассказывает коллекционер, переворачивая страницу за страницей. – Это Исаак Асканазий, тоже из Беларуси, но ни одной работы в нашей стране нет. Здесь работы Валентина Ваньковича, он рисовал Мицкевича, дружил с Пушкиным. Вот Казимир Стабровский – родился недалеко от нас, в имении Крупляны Новогрудского повета.

А это Язэп Дроздович – всего выпущено четыре его работы на открытках». Череда фамилий и открыток художников из Беларуси нескончаема: Самуил Адливанкин, Казимир Альхимович, Лев Бакст, Якоб Вейер, Аполлинарий Горавский, Ян Дамель, Юдэль Пэн, Иван Хруцкий, Казимир Ясевич, Федор Ясновский… Кроме работ белорусских авторов, в коллекции имеется около 400  открыток, посвященных Беловежской пуще, от дореволюционных, до современных.

Белорусские музеи открыток не выпускают

В современной Беларуси открыток, посвященных искусству, практически не выпускается. У наших соседей в России открытки изготавливают музеи. По словам Молоткова, Белорусский национальный художественный музей, к сожалению, в этом направлении ничего не делает. В продаже те же открытки, что были пять лет назад. «Корейцы издали открытку с портретом Шагала, написанным Юрием Пэном, которая хранится в минском музее, – вздыхает наш земляк. – Почему наши не издают? Их   даже посетители музея могли бы приобрести на память».

РЕКЛАМА

Николай Молотков хотел сам взяться за выпуск открыток картин, хранящихся в Национальном художественном музее. Встречался с его директором. Однако это недешево – за один слайд с картины надо заплатить 20 долларов, и часть тиража следует отдать музею. А в типографии, чтобы открытка окупилась, следует заказывать большой тираж. Поэтому издание открыток в основном зависит от самого художника, например, недавно Руслан Вашкевич на собственные средства издал открытки со своими работами. Но и белорусские филокартисты на собственные средства издали 18 работ Ивана Айвазовского и 48 работ Станислава Жуковского.

Редкие открытки можно заказать в Санкт-Петербурге. Там живет коллекционер, создавший электронный каталог картин с частных аукционов. Под заказ филокартистов он изготавливает открытки. Некоторые существуют в количестве     5-10 экземпляров. Недавно в Барановичи прибыла из Петербурга бандероль, в которой было более 120 открыток с изображениями картин белорусских авторов.

Открытки в музеях вместо картин

Свою коллекцию Николай Молотков не прячет от людей. Его открытки с работами Станислава Жуковского и Витольда Белыницкого-Бирули, оригиналы которых находятся в частных коллекциях мира, будут выставляться в Национальном художественном музее Беларуси.

«Многие работы продавались на аукционах «Сотби», «Кристи». Куда они попали, неизвестно, – объясняет коллекционер. – А на выставке люди смогут эти работы посмотреть. У меня много открыток, оригиналы картин которых никогда не увидишь». Есть открытки с одинаковыми на первый взгляд изображениями. Но это, по словам Николая Молоткова, разные картины одного автора – одна хранится в музее, а другая – в частной коллекции. В альбоме они рядом, чтобы можно было сравнить и рассмотреть разницу.

Иногда для оформления различных выставок в нашей городской библиотеке филокартист предоставляет свои открытки. Николай Молотков признается, что хотел бы при краеведческом музее сделать цикл тематических выставок. «Например, – открывает он первый попавшийся альбом, – у меня есть 400 работ Огюста Ренуара. В каком музее вы увидите столько творений этого художника?»

Открыток различных художников у нашего коллекционера хватит на несколько лет работы выставки. Многие знакомые интересуется, сколько стоит его коллекция. Однако купить открытки легче, чем продать. Да и как оценить то, что творил, собирал всю жизнь, во что вложена каждая частичка  души?

К сожалению, вздыхает коллекционер, среди родственников нет продолжателей его увлечения: «Хотя все они очень любят посмотреть, полистать альбомы. Может быть, внуки продолжат собирать открытки».

Справка INTEX-PRESS

Филокартия (от греч. – люблю и франц.  – карточка) –  область коллекционирования, изучения и систематизации открыток. Зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешевый вид почтового отправления.

Сегодня основным предметом коллекционирования являются открытки с видами городов, выпущенные до 1917 года. Большой спрос спровоцировал и большой рост цен.

К примеру, цена некоторых открыток на интернет-аукционах может достигать одной тысячи долларов, хотя основная масса не стоит и 5 долларов. В Москве издается журнал «Филокартия».

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up