Новости / Общество

Без права на вождение

14.04.2011, 13:36 / remove_red_eye 108 / chat_bubble

Пьяных водителей, несмотря на огромные штрафы, лишение прав и риск оказаться за решеткой, на улицах нашего города меньше не становится. Госавтоинспекторы констатируют: ужесточение наказания за управление авто в нетрезвом виде ситуацию не изменило.

По информации ОГАИ Барановичского ГОВД, ежедневно за управление транспортом «под шофе» составляются  2-3 протокола. Всего за 2010-й за подобное правонарушение к административной ответственности был привлечен 771 водитель. Из них каждый восьмой сел за руль навеселе второй раз за год. И это только те, кого госавтоинспекторы задержали.

Наказания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (с 2007 года по настоящее время)

Наказания за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (с 2007 года по настоящее время)

РЕКЛАМА

От штрафа до тюрьмы

На протяжении последних пяти лет МВД и Генпрокуратура РБ не раз поднимали вопрос об ужесточении наказания за вождение в состоянии опьянения. По их инициативе с 1 марта 2007 года  вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, согласно которому все разбирательства с водителями, которые были задержаны в нетрезвом виде, стали проводиться в судебном порядке (до этого этим занималась ГАИ). Кроме того, наряду с административной была введена еще и уголовная ответственность – в отношении тех, кого повторно в течение года «застукали» за управлением транспортом «под мухой».

Для таких «рецидивистов» в Уголовном кодексе появилась дополнительная статья и наказание – до двух лет исправительных работ либо до 6 месяцев ареста, а также многомиллионный штраф (см. таблицу «Наказания за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения»).

С 2008 года постоянно обсуждается вопрос о дополнительной мере воздействия на любителей ездить пьяными за рулем – конфискации автомобилей. Этот вопрос до сих пор остается открытым, а вот попасть в места не столь отдаленные за управление автомобилем в нетрезвом виде стало реальностью. С февраля прошлого года наряду с применяемыми наказаниями водителей-«повторников» могут приговорить к ограничению свободы на срок до двух лет и даже лишить свободы на тот же срок.

Когда урок не впрок

По словам старшего помощника прокурора г. Барановичи Инны Данильчик, первое наказание за управление в нетрезвом виде некоторых водителей ничему не учит: лишенные прав, они снова садятся за руль и… снова пьяными. Кто-то умудряется за год трижды, а то и четырежды совершить этот «подвиг». К примеру, 55-летний барановичанин в феврале 2009 года был оштрафован за вождение в состоянии алкогольного опьянения на сумму 5 млн 250 тысяч рублей (150 БВ). Соответствующих выводов мужчина для себя так и не сделал: через пару месяцев он вновь сел за руль «под шофе». Суд Барановичского района и г. Барановичи в декабре 2009-го на этот раз назначил ему наказание в виде двух лет исправительных работ по месту работы с удержанием в доход государства 20% из ежемесячного заработка.

Не прошло и полгода, как горожанин вновь взялся за старое: выпив, как он пояснил, 250 г водки, мужчина сел за руль мопеда и поехал кататься по городу. Неизвестно, чем бы закончилось это путешествие, если бы горе-водителя не задержал инспектор дорожно-патрульной службы. Впрочем, возможность в очередной раз предстать пред судом горожанина, видимо, не особо расстроила, так как спустя всего лишь три(!) дня его снова «взяли с поличным» – на этот раз, приняв на грудь, горожанин управлял автомобилем своего знакомого. Факт алкогольного опьянения был подтвержден медицинским освидетельствованием – 2,2 промилле. Приговором суда Барановичского района и г. Барановичи злостный нарушитель был приговорен к двум годам  лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и с лишением права управления транспортными средствами сроком на 5 лет. «Для горожанина этот приговор и то, что из зала суда его вывели под конвоем, стало большой неожиданностью. Видимо, он считал, что и на этот раз отделается штрафом или исправработами»,  – отметила Инна Данильчик.

Считая наказание слишком суровым, мужчина обжаловал его в кассационном порядке, однако судебная коллегия по уголовным делам Брестского областного суда оставила вынесенный приговор без изменения.

А им все равно?

Почему же водители ездят пьяными? Ведь они знают и о риске, и о наказании, но садятся за руль.    По мнению начальника ОГАИ Барановичского ГОВД Геннадия Гетмана, все дело в низкой культуре и воспитании наших граждан. А еще – в надежде на «авось»: прошлый раз, выпив, доехал без проблем и в этот раз пронесет.

На взгляд заместителя председателя суда Барановичского района и   г. Барановичи Василия Петрива, количество нетрезвых водителей не уменьшается еще и потому, что судьи, вынося приговор, надеются, что человек осознал свою ошибку и  больше ее не повторит.

«На первом этапе, если человек впервые привлекается к уголовной ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, наказание назначается не связанное с лишением свободы. Обычно – это лишение права управления и штраф или исправительные работы с лишением прав», – подчеркнул он.
Однако и многомиллионные штрафы некоторых ничему не учат. Впрочем, не все их и выплачивают.

РЕКЛАМА

По словам Василия Петрива, штрафы оказываются действенной мерой, если арестовано какое-либо имущество нарушителя. Не обязательно машина, которой он управлял, можно любое другое. В этом случае человек, зная, что у него могут это имущество изъять, предпочитает выплатить штраф.

«Но ведь есть и такие, что не платят, – отмечает заместитель председателя суда. – Да, автомобиль арестовывается. Но сам по себе арест транспортного средства, которым управлял пьяный, иногда не дает результата, потому что в основном это машины старых марок – их стоимость не покрывает  сумму штрафа, которая назначается судом. Ну, а если это чужая машина: взял у брата, отца, друга и т.д.? Если имущества, подлежащего аресту, у нарушителя нет и он нигде не работает? Взять с него, получается, нечего,  и эти суммы штрафов так и «висят». А должник, прекрасно понимая эту ситуацию, вновь совершает правонарушение».

Что делать?

И госавтоинспекторы, и судьи сходятся в одном: ужесточать существующие меры воздействия на пьяных водителей не стоит.

«Сегодня  в отношении пьяных водителей предусмотрено фактически пять видов наказания, и это позволяет выбрать непосредственно то, которое соответствует тяжести нарушения, совершенного обвиняемым, – пояснил Василий Петрив. – Поэтому, на мой взгляд, ужесточать ничего не надо, да и нет смысла. Что можно ужесточить? Повысить размеры штрафа? При существующей проблеме уплаты это не даст результата. Увеличить срок лишения свободы? До двух лет, мне кажется, достаточно. Надо использовать то, что заложено в законодательстве».

По мнению работников правоохранительной и судебной систем, главный упор сегодня необходимо делать на профилактику подобных нарушений.

«Нужна повседневная кропотливая работа по перевоспитанию водителей: читать лекции в трудовых коллективах, разъяснять законодательство, приводить примеры и, конечно же, освещать подобные правонарушения в средствах массовой информации. Только так, по-моему, нам удастся добиться положительного результата», –  подчеркнул Геннадий Гетман.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up