Автор: Тамара Савич

11:46, 18 марта 2011

Общество

remove_red_eye 882

Это моя работа. Контролер-ревизор

Едва ли не ежедневно мы сталкиваемся с представителями этой профессии, и практически всегда реакция одна и та же: «Сколько можно? Опять доставай проездной!» Мало кто испытывает к  контролерам  пылкую любовь и редко кто  задумывается, что это такая же работа, как и все остальные.

Каково работать контролером в барановичском городском общественном транспорте, рассказала  контролер-ревизор филиала Контрольно-ревизорской службы г. Барановичи Елена Зуй (на фото).

Девчоночка фабричная

Елена рассказывает, что   выбрала профессию контролера-ревизора из-за нехватки денег. На БПХО, где она работала, платили копейки. Чтобы немного подлатать семейный бюджет, женщина вместе с соседкой устроилась в автопарк внештатным контролером, где зарплата порой  превосходила фабричную.
А в 90-х, Елена, как и многие коллеги, попала под сокращение. «Хоть деньги были небольшие, но это была постоянная работа, которая обеспечивала некоторую стабильность. А тут – куда бежать, где искать работу – ведь ее тогда нигде не было! И в автопарке мне предложили постоянную ставку контролера», – вспоминает Елена.

РЕКЛАМА

Муж Елены был против того, чтобы жена стала контролером, ворчал, что у этой работы ни почета, ни уважения, но  выбора особенного не было – Елена пошла устраиваться. «Мне не было страшно или неудобно – знала, что смогу работать, пусть и на такой неблагодарной работе, тем более опыт какой-никакой уже был»,  – говорит женщина.

Лучше быть жаворонком

Ежедневно на обслуживание городских маршрутов выходит девять бригад контролеров, в бригаде обычно работает по два человека. Смена начинается в 5.30 утра, до двух часов дня бригада проверяет автобусы. Следующая смена начинается в два  часа дня и заканчивается поздно ночью.

Как замечает Елена, большинство контролеров предпочитает работать в первую смену:   в это время пассажиры спокойнее, практически нет нарушителей, ведь  в основном это работающие, а значит, более дисциплинированные и ответственные люди, а нетрезвые пассажиры утром ведут себя куда спокойнее и тише. Кстати, как замечает Елена, последние два года в автобусах нетрезвых пассажиров все больше. “Ни одного автобуса нет в рейсе, чтобы  в нем не ехал  пьяный. Хорошо хоть  запретили пить на улице, а бывало, и с бутылкой заходили в автобус, – говорит контролер. – Пьют мужчины, женщины, молодежь. Так страшно на все это смотреть, но не от хорошей же жизни, думаю, пьют”.

Вечером после часа пик для контролеров начинается аттракцион невиданной смелости. Неудивительно, ведь каждый городской автобус напоминает поле чудес  – никогда не угадаешь, где именно попадется буйный нарушитель общественного спокойствия или безбилетный пассажир.  

Работа не для слабонервных

Каждый новичок, прежде чем официально оформиться, делает два-три пробных рейда с более опытным контролером. Часть из них уже после первой поездки приходит к начальству: не могу. Работа контролера и правда не для слабонервных: здесь нельзя поддаваться на провокации, нельзя спускать нарушения, нельзя грубить пассажирам.  

И тем не менее, несмотря на особенности работы, среди ревизоров-контролеров  большинство представительниц слабого пола: 59  женщин  и один мужчина. Женщины оказываются выносливее, ответственнее и требовательнее. Хотя мужская помощь для контролеров незаменима: в присутствии  мужчины-контролера буйные «зайцы» ведут себя тише.

Проделки «ушастых»

За годы работы Елена научилась сразу определять потенциальных “зайцев” – достаточно взгляда. А ведь зайцы в нашем городе горазды на выходки, и не всегда безобидные. Лет пять назад контролеры то и дело натыкались на поддельные проездные документы – часто на этом попадались малолетки. Но это цветочки по сравнению с тем, что творится в автобусах сейчас.

“Я на работу стараюсь идти с хорошим настроением и все свои домашние проблемы оставлять дома, – говорит Елена, у которой за 14 лет службы в автобусном парке ни одного замечания и выговора. – Заходишь в автобус с улыбкой, стараешься быть вежливой  со всеми, а пассажиры (естественно, я говорю о безбилетных пассажирах) стараются едва ли не на ходу вытолкнуть нас из автобуса – синяки, мелкие травмы, в результате испорченное настроение”.

Самые грубые “зайцы”, по словам контролера, мужчины 40-45 лет. В ответ на вопрос “что у вас на проезд?”  ругаются матом, кричат и нередко применяют силу. “Бывает, и хорошо одетые женщины, как они выражаются, “ставят на место”, и парни молодые, но мужчины среднего возраста  – самые опасные “зайцы”, – говорит женщина. – Они и ударить могут: у нас в прошлом году пассажир ударил кулаком в лицо девушку молоденькую, не посмотрел, что в положении”.

Раньше, по словам Елены, “зайцы” были куда более сознательные. “Лет 7-8 назад пассажиры всегда брали сторону контролера, но и сами безбилетники были спокойнее – заплатят, прощения попросят, улыбнутся, хотя и сумма штрафа тогда была не маленькая и доходила до 15500 рублей, но платили”.

А сейчас ситуация в корне изменилась – на защиту безбилетников встает весь автобус, хотя все прекрасно понимают, кто в этой ситуации прав.  И на поддержку и сострадание контролеру не приходится рассчитывать.

Изменилось и поведение безбилетников: у контролеров даже есть примета – если пассажир спокойно соглашается заплатить, но тянет время, копошится по карманам,  то лучше отойти чуть в сторонку: ведь он, как только остановится автобус, рванет из транспорта так, что собьет с ног.

“Сколько раз руки выкручивали-заламывали, с ног сбивали – не перечесть. Но в такой ситуации,  можно сказать – легко отделались”, – говорит женщина.  

Единственное исключение для контролеров – праздники  23 февраля, 8 марта, кажется, преображают людей,  и все становятся адекватными пассажирами: и с праздником поздравят, и штраф без лишних разговоров заплатят.

РЕКЛАМА

Самые дисциплинированные пассажиры

А вот самые дисциплинированные пассажиры, как заметила контролер,  это дети. “Они как увидят нашу форму, сразу бегут пробивать талоны, – смеется контролер. – Но детей я ни разу не штрафовала. Понимаю, что сложно родителям купить проездные – вот даже сейчас сделали бесплатный проезд только от школы до дома, а ведь деткам надо и на кружки и секции, но, на мой взгляд, толку от этого бесплатного проезда мало».

Чтобы «зайцев» не было вообще

Как замечает женщина, зайцы есть всегда. Однако в  последнее время безбилетных пассажиров меньше – люди привыкают к тому, чтобы оплачивать проезд, как только они садятся в автобус. «Многие жалуются на слишком частые проверки, но  наша служба охватывает всего 30% всех городских автобусов в день, остальные 70%  остаются не у дел», –  говорит контролер.  

«Можно долго спорить: платить или не платить за проезд,  но факт остается фактом – мы ведь за все платим – за хлеб, за лечение зубов, за покупки в магазине… Так и за проезд – тоже ведь услуга, но у нас люди такие, не все, конечно, но большинство старается проехать на «авось повезет», – рассуждает контролер.  
А чтобы платили за проезд абсолютно все, крайняя мера – увеличение штрафов, может, и поможет, но еще больше обозлит людей.

«Все дело в воспитании, все должно быть по собственной инициативе, а не по принуждению», – уверена контролер.  

Где ездят «зайцы»

В каждом районе города, как утверждает контролер, «зайцев» хватает. Но самые богатые места – район вокзала «Барановичи-Полесские», остановка ул. Красноармейская, сквер героя Карвата и остановка ул. Гагарина. «Там безбилетные пассажиры есть всегда, как ни рейд или проверка – так там всегда несколько человек», – рассказывает контролер.

Плюсы профессии

Елена говорит, что к своей профессии уже привыкла и даже находит в ней некоторые положительные стороны: общение с людьми, постоянное движение и работа на свежем воздухе, конечно, если не брать в расчет морозные зимы.  «Этой зимой мы замерзали  – стоишь на остановке, и куда деться, не знаешь просто!  Да  пять свитеров подвижности не добавляют, – смеется  Елена. – Идешь по автобусу такой весь неповоротливый, пассажиры возмущаются, но попробуй походи в двух свитерах  – враз простудишься”.

Еще плюсами профессии Елена называет изобилие новостей – за смену наслушаешься самых разных баек и сплетен, –  и два выходных дня, которые Елена проводит в домашних заботах – съездить на рынок, посидеть с внуками, приготовить, постирать, в городе прогуляться, проехать в автобусе, как обычный пассажир. Но, как замечает Елена, даже когда она без формы, некоторые пассажиры автоматически достают проездные.  

“Люблю свою работу, как бы странно это ни звучало, – признается Елена. – Пусть грубят пассажиры, настроение к вечеру иногда на нуле, на улице  – дождь и снег, но ведь и такую работу кто-то должен делать. Я привыкла не принимать все на свой счет – люди разными бывают и всех не переделаешь. Профессии разные нужны, профессии разные важны».

Справка INTEX-PRESS

За прошлый год контролерами-ревизорами выписано 11451 квитанция на оплату штрафа на сумму более 80 млн рублей и составлено  605 протоколов за безбилетный проезд.

В 2010 году было заведено 23 административных протокола в отношении лиц, оскорбиших контролеров при исполнении служебных обязанностей, и 2 уголовных дела за нанесение телесных повреждений.
В 2011 году заведено 1 уголовное дело за нанесение телесных повреждений.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up