Автор: Инна ГОНЧАР

13:10, 24 февраля 2011

Экономика

remove_red_eye 98

Автомобильный рынок: хроники 2010 года

В прошлом году в Барановичах горожане купили в полтора раза больше авто, чем в 2009 году. Авторынок был перенасыщен ввезенными иномарками, цены на которые снижались.

Предложение превышало спрос

Среди горожан в минувшем году наблюдался ажиотажный спрос на «бэушные» иномарки. Подобная ситуация была на автомобильных рынках всей республики.

Складывалось впечатление, что некоторые белорусы покупают машины впрок. На самом деле такая активность ввоза иномарок была напрямую связана с ожидаемым повышением ставок таможенных пошлин для физических лиц, а также отчасти обусловлена желанием заработать на перепродаже таких автомобилей в Россию после вступления в силу основных положений Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

РЕКЛАМА

«Машин в прошлом году пригнали очень много. Еще в январе в Литве опустошили все авторынки, – вспоминает Александр, перегонщик с почти 19-летним стажем. – Люди искали деньги, вкладывали свои сбережения в покупку «железных коней», рассчитывая продать машины россиянам, а кто-то ждал скачка цен на легковушки после   1 июля, когда изначально планировали  повысить таможенные пошлины для физлиц». Так, по данным Белстата,  в первом квартале 2010 года в Беларусь было ввезено рекордное количество подержанных автомобилей – 44,5 тысячи, что вдвое больше, чем в 2009.  

Количество новых легковых автомобилей приобретенных в салонах в 2010 году на 100 тыс. населения

Количество новых легковых автомобилей приобретенных в салонах в 2010 году на 100 тыс. населения

Цены на авто откатывались

В скором времени стало известно, что массово продавать иномарки в Россию не получится. Российская сторона оговорила, что, если автомобиль ввезен в Беларусь физлицом по низкой пошлине, при ввозе в РФ нужно доплатить разницу. Вдобавок к этому после 1 июля таможенные пошлины на автомобили для физических лиц остались на прежнем уровне. В то же время рынки были перенасыщены, что повлияло на снижение покупательской активности, и цены на автомобили поползли вниз. «Так получилось, что деньги в машины у многих были вложены, а продаж почти не было. Я сам тогда колесил по разным рынкам и за пять недель еле смог продать один автомобиль, – рассказал перегонщик Алексей. – А когда деньги срочно понадобились, пришлось продавать машины дешевле, чем рассчитывал изначально».  

Наиболее распространенные автомобили, зарегистрированные в МРЭО в 2010 году в Барановичах

Наиболее распространенные автомобили, зарегистрированные в МРЭО в 2010 году в Барановичах

Авторынок оживили россияне

Из-за низкого спроса на автомобили многие перегонщики приуныли, но,  как оказалось, ненадолго. Как рассказал один из предпринимателей, торгующий не только в Барановичах, но и на других авторынках республики, к концу лета прошлого года россияне стали массово вывозить машины. По его словам, еще в июле автомобилей было очень много, а в августе крупные рынки Беларуси были наполовину пустыми. «Беспошлинно ввозить подержанные автомобили в Россию оказалось можно в том случае, если в нашу республику они были ввезены до 1 января 2010 г. и соответствовали нормам «Евро-4», – пояснил предприниматель.

В результате на рынках подержанных автомобилей наметилось оживление, а цены  на машины с двигателями Евро-4 выросли на 3 – 6 тысяч долларов.  «Спрос на машины не старше 10 лет держится и сейчас, – рассказал перегонщик. – Некоторых покупателей-россиян даже не беспокоит, если у автомобиля двигатель Евро-3. Ходят слухи, что они в своей стране каким-то образом  могут получить сертификат о том, что машина соответствует стандарту Евро-4».

Спрос на новые автомобили снижался  

Как отмечают автодилеры, продажи легковых авто в автосалонах в прошедшем году значительно сократились. Причем если в первые месяцы торговля была, то в мае, после того как начала проясняться ситуация с пошлинами для физлиц, продажи опустились практически до нулевой отметки.

Так, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, объем продаж новых автомобилей в Беларуси с учетом российских и импортных брендов в 2010 году снизился на 31% к показателю 2009 года – до 12,9 тысячи автомобилей. Самое большое количество продаж новых автомобилей, по данным Белорусской автомобильной ассоциаци, и в минувшем году было в Минске. В регионах спрос на машины из салонов был гораздо ниже.

Одна из самых любопытных тенденций белорусского рынка новых автомобилей в прошедшем году – увеличение на нем доли продукции российских автопредприятий.  К примеру, торговая марка Lada по популярности даже обогнала такие «народные» бренды, как Volkswagen и Toyota.

РЕКЛАМА

Основными причинами популярности российских машин среди приобретенных белорусами новых автомобилей были госзаказы и оптовые покупки техники частными компаниями, а также более доступные цены и отсутствие таможенных платежей.

Таможенные пошлины уравняют

В данный момент предложений на авторынке достаточно, но цены на «бэушные» авто держатся. Продавцы не спешат снижать стоимость машин, поскольку с 1 июля таможенные тарифы на автомобили для юридических и физических лиц уравняются. По словам перегонщиков, многие горожане хотят продать машину сейчас,  даже если не планировали этого ранее. Тем более что у физических лиц пока есть шанс приобрести более новый автомобиль и без пробега по нашим дорогам. А вот после повышения пошлин для физлиц   ввозить из Европы и США подержанные машины станет не выгодно.

Однако, по мнению многих автолюбителей, именно уравнивание таможенных пошлин на автомобили даст положительный эффект для оздоровления автомобильного рынка.  

«Как бы ни было поначалу тяжело, но со временем покупатели переключатся на новые автомобили, как это произошло в Украине или в России. Пошлины, на мой взгляд, должны быть едиными для всех, что будет ускорять обновление белорусского авторынка»,– сказал перегонщик Александр.

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Примерные цены на подержанные автомобили (в долларах США)

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up