Новости / Общество

Зачем нужна автоаптечка?

21.01.2011, 15:04 / remove_red_eye 245 / chat_bubble

Реформирование водительской аптечки привело к тому, что сегодня этот обязательный атрибут каждого авто превратился скорее в некую формальность в виде черного сундучка, лежащего где-то за задним сиденьем. И, похоже, водители вспоминают о ней лишь при прохождении техосмотра.

От истории до современности

– Честно говоря, у меня аптечки нет. Зачем она, если в ней ничего нет! – так и признался корреспонденту «IP» один из горожан.

– А техосмотр как прошли?

РЕКЛАМА

– Попросил на время аптечку у друга.

Наполнение транспортной аптечки, как говорится, изменялось на протяжении веков. Помните, было время – водителей даже обязали постоянно возить с собой презервативы?

Нынешний перечень транспортной аптечки был утвержден Минздравом в 2007 году и сократился в сравнении с предыдущим на целых восемь пунктов – с 25 до 17. После последней трансформации аптечки из нее выпали не только презервативы, в профилактических свойствах которых вдруг засомневались: ну, куда сгодится столь тонкая материя, прокатавшись, к примеру, все лето под палящим солнцем, когда черный пластмассовый чемоданчик «накаливается» до +30 и выше! Вероятно, это и послужило основной причиной, почему из аптечек убрали едва ли не все медикаменты. Исчезло даже устройство для искусственного дыхания. В итоге сегодня перечень средств в водительской аптечке сокращен до минимума: раствор аммония, валидол, глицерил тринитрат, раствор йода (или «зеленки»), несколько видов бинтов и лейкопластырей, вата, кровоостанавливающий жгут, ножницы тупоконечные (не путать с тупыми), медицинские перчатки, стерильные салфетки и охлаждающий пакет.

Недостатки ценою в жизнь

Понятно, что с таким узким содержанием нынешние водительские аптечки мало функциональны. Поэтому зачастую и лежат «мертвым грузом» в наших машинах.

Пояснить концепцию современной транспортной аптечки, а также рассказать, как можно было бы ее улучшить, «IP» попросила экс-главного врача Барановичской городской больницы, а ныне заместителя главного врача УЗ «БГБ»  по медицинской экспертизе и реабилитации  Геннадия Лабковича.
По словам специалиста, первое, что обращает на себя внимание в перечне, это то, что в нем нет никаких анальгетиков: «В аптечке буквально ничего нет против шока. Хотя именно от развития шока большинство пострадавших в авариях погибают еще до приезда «скорой». Шок развивается у человека от боли в случае серьезной травмы. Поэтому как раз с болью нужно помочь справиться пострадавшему еще до приезда «скорой». Для этого достаточно 2 мл тюбик-шприца 50%-го анальгина.

С острой потерей крови пострадавшему нужно быстро восполнить жидкость в организме, иначе шоковое состояние будет усугубляться. Важно помочь в этом пострадавшему буквально в первые минуты после аварии.

«Мне пришлось наблюдать страшную аварию на Слонимском шоссе и видеть, насколько наши водители были  беспомощны со своими  наборами медикаментов, – рассказал Геннадий Лабкович. – А у случайно проезжавших мимо шведов оказались и аналгетики в шприцах, и даже готовые пластиковые системы со специальным раствором, с трубкой и иглой, необходимые для реанимации больного. Водителя тогда занесло под фуру, ему придавило ноги. Шведы сделали ему обезболивание, поставили внутривенно систему, чтобы восполнить потерю жидкости в организме, и человек был спасен».

Среди недостатка средств первичной реанимации в транспортных аптечках медики отмечают и отсутствие эндотрахиальной трубки (воздуховод). «Это дешевая и элементарная деталь каждой водительской аптечки, – полагает Геннадий Лабкович. – Я всегда перекладываю свою трубку из старой аптечки в новую». По словам Геннадия Лабковича, полноценно выполнить искусственное дыхание «рот в рот» на практике не так-то легко, порой неэффективно, а если человек серьезно ранен, к тому же и негигиенично. Для многих это может стать серьезным барьером в оказании помощи. Воздуховод всегда поможет решить эту проблему. Трубка легко устанавливается, ее не нужно держать, и человек не погибнет от удушья.

По мнению Геннадия Лабковича, содержание белорусских водительских аптечек сегодня, безусловно, нельзя назвать полным. С помощью современной аптечки можно попытаться остановить кровотечение, перевязать и обработать йодом небольшие раны, дать при сердечном приступе валидол, но не более того. «Но на проблему нужно смотреть шире, – высказал мнение Геннадий Лабкович. – Важно, чтобы каждый водитель умел оказать элементарную помощь пострадавшему, а не дожидался приезда «скорой» в стороне. Ведь ту же систему с раствором нужно уметь поставить внутривенно. Созрел ли наш водитель до такой степени организации?..»

Вместо одной аптечки – две!

Медики рекомендуют водителям брать с собой в дорогу универсальную аптечку первой медицинской помощи, которая, в отличие от транспортной аптечки, поможет не только при прохождении техосмотров, но и при возникших проблемах со здоровьем в пути.

Приобретать аптечки в машину рекомендуется в городских аптеках. Стоимость универсальной аптечки – чуть больше 40 тыс. рублей, что вдвое больше стоимости транспортной. И хотя наличие первой не отменяет обязательной необходимости иметь вторую, «универсальный чемоданчик» действительно выгодно отличается от «транспортного». Кроме обычных бинтов, лейкопластырей и жгутов, туда входят хорошо известные антисептические, противодиарейные (лоперамид), спазмолитические (но-шпа), противоаллергические (лоратадин), жаропонижающие и анальгезирующие (анальгин), дезинфицирующие (перекись водорода) и прочие средства.

Как наложить жгут

Жгут накладывается непременно выше раны и сроком не более чем на 1,5 часа. Под жгутом обязательно нужно оставить записку с указанием точного времени наложения жгута.

Есть ли у вас в машине аптечка, что в ней находится и умеете ли вы ею пользоваться?

Андрей, водитель с 5-летним стажем:

РЕКЛАМА

Андрей, водитель с 5-летним стажем:

Андрей, водитель с 5-летним стажем:

 – Конечно, у меня есть аптечка. Во-первых, она положена по закону. Во-вторых, в случае ЧП я должен буду помочь пострадавшему. Попытаюсь вспомнить: в моей аптечке есть бинт, йод, жгут, нашатырный спирт на случай, если придется приводить человека в чувство. Наверное, есть еще какие-то медикаменты. За все мои годы за рулем мне ни разу не приходилось туда заглядывать…

Жгутом я ни разу не пользовался, но, наверное, при необходимости сумею наложить. По-моему, жгут нельзя накладывать на голое тело, нужно обязательно что-нибудь подложить. И, кажется, он накладывается не более чем на полчаса. А вот охлаждающий пакет?.. Я не знаю, как им пользоваться.

Кирилл, водитель с 7-летним стажем:

Кирилл, водитель с 7-летним стажем:

Кирилл, водитель с 7-летним стажем:

– У меня целых две аптечки. Одна – родная немецкая, которая была в комплекте вместе с машиной  и с которой я не смог пройти техосмотр. Сказали, там чего-то не хватает. Пришлось купить другую – российскую аптечку «Фэст». В ней есть средство от головной боли, йод, бинты… Наверное, там все же маловато медикаментов, поэтому моя жена постоянно берет в дорогу какие-то свои таблетки…
Жгутом, если честно, пользоваться не умею. По-моему, он накладывается выше раны и затягивается не максимально сильно, чтобы не обескровить пострадавшую конечность полностью. Что касается охлаждающего пакета, я даже не интересовался им… Но в аптечке есть инструкция, можно ознакомиться с  ней.

Виталий, водитель с 9-летним стажем:

Виталий, водитель с 9-летним стажем:

Виталий, водитель с 9-летним стажем:

– Была у меня аптечка, но сейчас нет. Истек срок годности,  пришлось ее выложить. Теперь нужно новую покупать. Аптечка в машине, конечно, нужна. И мне несколько раз в жизни приходилось ею  пользоваться. Помню, моему напарнику по работе кусок плиты пробил голову. Вот тогда и понадобились йод и бинты из аптечки. Но, по-моему, в водительскую аптечку можно было бы добавить каких-нибудь медикаментов для тех, кто страдает от сердечной боли или от скачков давления.
Как накладывается жгут? Выше раны и как можно туже.

Ольга, водитель с 2-летним стажем:

Ольга, водитель с 2-летним стажем:

Ольга, водитель с 2-летним стажем:

– У меня целых две аптечки – немецкая и белорусская. Аптечки должны быть в машинах на случай чрезвычайной ситуации в дороге, чтобы водитель мог оказать первую помощь. Со мной пока таких ситуаций не случалось,  поэтому в свои аптечки я давно не заглядывала. Но вообще-то там много чего есть, кажется, даже ножницы и пинцет…
А вот жгут, наверное, при случае я не смогла бы наложить. Нужно будет все же почитать на досуге, как он накладывается.

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up