Автор: Юлия ИВАШКО

16:37, 9 декабря 2010

Общество

remove_red_eye 222

Не нерегружай меня, мама

В наше время многие родители считают, что для того, чтобы ребенок был успешен в дальнейшей жизни, необходимо максимально занять его свободное время кружками и факультативами после школы, начиная уже с первого класса.

Как такая загруженность может сказаться на здоровье ребенка в будущем и сколько занятий в неделю врачи считают  нормой младших школьников, выясняла «IP».

«Мой сын ходит на плавание, в музыкальную школу и дополнительно занимается английским, – рассказывает Светлана Ивановна, мама девятилетнего Романа. – Сыну нравится: и польза для ума, и общение с детьми».

Наталья Павловна, мама восьмилетней Светланы, водит дочь на рисование, в танцевальный кружок, в бассейн и на художественную гимнастику. На вопрос, зачем дочери так много дополнительных занятий, Наталья уверенно отвечает: «Хочу понять, что у нее получается лучше, а потом уже определиться с тем, чему в будущем отдать предпочтение».

РЕКЛАМА

Эти примеры в Барановичах не единичны, как может показаться. Школьные педагоги в один голос отмечают, что отдельные родители в этой бесконечной гонке за дополнительным образованием для своих чад как будто соревнуются: кто больше. Кружки, секции, развивающие школы, репетиторы – записывая детей на различные занятия, родители школьников порой перегибают палку с их количеством и не задумываются, каким нагрузкам подвергают своих чад. Четыре-пять занятий в неделю после школы папы и мамы некоторых чад уже считают нормой.

Копаем вглубь

С одной стороны, заботливых мам и пап понять можно. Какому родителю не хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всем. Вот родители, руководствуясь благими намерениями в отношении своих детей, и бегут записывать их в очередной кружок, студию, детскую секцию.

Еще одна распространенная причина, почему родители «загружают» детей, – страх за свое чадо.  Больше занятий – меньше свободного времени, проводимого бесконтрольно у телевизора или компьютера, а значит, меньше шансов попасть в «плохую» детскую компанию, уверены мамы и папы. И тут же хватают детей за руку – и в кружок.

«Достаточно высокая загруженность –  это дисциплина и на будущее залог высокой производительности труда, а также самый эффективный способ борьбы с ленью», – уверен Виталий, папа девятилетнего Романа. Таково мнение родителей.

«Отыгрываются» на детях

А вот психологи считают иначе. По мнению Марины Глушаковой, родители часто загружают детей, потому что считают, что это доказательство примерного выполнения их родительских обязанностей, живое свидетельство того, какие они хорошие. Зачастую бывает и так, что мамам и папам просто некогда пойти с ребенком на прогулку, полюбоваться природой или покормить на озере лебедей: да и зачем, когда за это время ребенок может выучить 15 новых английских слов?

«Еще одна из распространенных причин увлеченной гонки родителей за занятость ребенка после школы – неудовлетворенность собственной судьбой, – считает психолог одной из барановичских школ.  – Несостоявшиеся художники и спортсмены подсознательно мечтают «отыграться» на детях».
Но стоит ли такая «игра» желанных свеч?

Медики против

Врачи единодушны: превышение допустимого уровня нагрузки на ребенка приводит к переутомлению и истощению детской нервной системы. Последствия такой перегузки самые что ни на есть неприятные: ослабление организма, снижение его сопротивляемости инфекциям и возникновение хронических заболеваний органов сердечно-сосудистой системы, органов зрения, нарушение осанки.

Интенсивный умственный труд у младших школьников с определенным складом нервной системы может привести к развитию неврозов, как к высшей стадии умственного переутомления.

Диагностировать переутомление, как отмечают врачи, у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось, только тогда, когда уже требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Нарушение сна, снижение аппетита, нарушение памяти, вредные привычки (например, ковыряние в носу), капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность – главные факторы, которые свидетельствуют о том, что ребенка перегрузили  дополнительными занятиями.

Ищем меру

Чтобы плата за всестороннее развитие ребенка не оказалась слишком высокой, врачи рекомендуют правильно организовать родителям режим дня школьника.  Режим дня вырабатывает дисциплину – то качество, которое необходимо для успешной учебы. Ребенок должен в одно и то же время просыпаться, кушать, делать уроки.

После школы у школьника обязательно должно быть свободное время. «Причем это время должно быть свободным от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, секций, всевозможных развивающих занятий», – уточняет заведующий отделением гигиены детей и подростков Барановичского зонального центра гигиены и эпидемиологии Дмитрий Бондарь.

Возможно, для некоторых родителей это прозвучит непривычно, но врачи обязательно рекомендуют дать возможность своему ребенку просто ничего не делать час-полтора в день. Для детей такое безделье – самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

На выполнение домашнего задания у школьников младших классов должно уходить не более 1,5 часов в день.

РЕКЛАМА

Также ребенку в начальной школе нужно обязательно проводить время на свежем воздухе: веселиться с друзьями, играть в снежки, бегать и пускать кораблики в лужах. Как отмечают врачи, такие прогулки должны занимать у ребенка 3-3,5 часа в день.

Вписаться в два часа в неделю

Но все-таки, что же делать родителям, когда хочется, чтобы ребенок действительно вырос всесторонне развитым, подготовленным уже к взрослой жизни человеком?

Два, три или четыре дополнительных занятия в неделю после школы в секции или в кружке – вопрос внешкольной нагрузки на школьника должен решаться строго индивидуально, с учетом возраста, характера, склонностей и, самое главное, желаний ребенка, утверждают медики.

Чтобы избежать переутомления у ребенка, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Так, родителям младших школьников врачи не рекомендуют загружать своих детей кружками и факультативами более чем на 45 минут в день.  

Недельная норма дополнительных занятий для школьников 1-3 классов – максимум два часа (то есть два-три занятия в неделю).

И пусть в десять лет сын или дочь не стали победителями многочисленных соревнований, говорят и читают только на родном языке, пусть они многого не знают, пусть где-то есть более развитые детишки, у родителей нет повода расстраиваться…

Ведь они точно будут знать, что им удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за сомнительные успехи.

Как выбрать кружок?

Рекомендации психологов

Совет 1

Самый простой способ для родителей узнать, в какой кружок отдать ребенка, – это повнимательнее присмотреться к нему. Сыну или дочери нравится танцевать – ведите его (ее) на занятия хореографии, часами проводит время, вырисовывая солнышки на бумаге, – значит, ему прямая дорога в художественную школу (кружок).

Совет 2

Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно.

Совет 3
Первоклассника нельзя нагружать излишними кружками, секциями, пока не произошла адаптация к школьным нагрузкам.

Совет 4
Самые первые годы в школе ребенок не должен перенапрягаться в научном плане. Приоритетными здесь должны стать развивающие творчество дисциплины: рисование, музыка, драмкружок.

Совет 5

Немного позднее, к примеру, с третьего класса, можно постепенно переходить к занятиям по английскому языку. Здесь на руку сыграет тот факт, что в этом возрасте дети уже могут себя контролировать и идеально запоминают незнакомые слова, буквально схватывая все на лету.

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up