Автор: Алесь ГИЗУН

15:44, 25 ноября 2010

Общество

remove_red_eye 111

«Нездоровый» урок

Парадоксально, но посещать в нынешнем виде уроки физвоспитания, которые по определению считаются самой оздоровительной учебной дисциплиной, сегодня не вполне безопасно для здоровья. Наряду с общим ухудшением здоровья современных школьников, с каждым годом все более актуальной становится и проблема роста детского травматизма в школах.

Физкультура как фактор риска

В 2009 году барановичские дети получили в школах 132 травмы, что едва не на половину больше, чем в 2008 году. Причем количество травм, полученных школьниками на переменах, когда они предоставлены самим себе, и во время уроков делится практически поровну – 52% и 48% соответственно.

Физвоспитание – самый травмоопасный школьный урок. На него приходится около трети всех «урочных» травм. Отчасти это закономерно, поскольку занятия по физкультуре – наиболее подвижные. И все же это не может не вызывать тревогу у родителей.

РЕКЛАМА

«Уже несколько лет мой ребенок жалуется на проблемы с сердцем. Врачи говорят, что это возрастное и не хотят определять сына в подготовительную группу по физкультуре. Тем не менее он старается ради отметки. Но я не уверена, что мой сын должен рисковать своим здоровьем ради хорошей оценки в школьном журнале», – высказалась «IP» мама  шестиклассника.

Тревожные чувства некоторых родителей усугубили и три трагических случая, произошедших  весной этого года в разных уголках страны. Напомним, в течение двух месяцев во время бега на занятиях по физподготовке внезапно скончались студент в Минске, лицеист в Ивацевичах и солдат-срочник на Случчине. Ни у одного из этих молодых парней медики не предвидели проблем со здоровьем. У многих родителей возникает вопрос: «А нужны ли тогда вообще школьные уроки физвоспитания?»

Физвоспитание необходимо, но какое?

Специалисты уверены, что нужны. «Современным школьникам, которые не вырабатывают свою норму двигательной активности, уроки по физвоспитанию просто необходимы, – пояснила «IP» заведующая отделением спортивной медицины УЗ «Барановичский диспансер спортивной медицины» Алла Горак. – Из-за недостатка движений у молодых людей плохо развиваются внутренние органы, страдает нервная, сердечно-сосудистая и двигательная системы, ухудшается память. У подвижного ребенка все системы организма работают без напряжения, кровь хорошо насыщается кислородом, он формируется в субъект, целостно развитый  умственно и физически».

Однако даже то, что уроки физкультуры, безусловно, необходимы, не снимает вопроса об их соответствии в нынешнем виде уровню здоровья современных школьников.

Медосмотры показывают, что количество абсолютно здоровых школьников ежегодно снижается. В 2009 году, например, таковыми была признана лишь пятая часть всех учащихся барановичских школ.

Соответственно,  все меньше учеников посещают уроки по физвоспитанию в основной группе (86%) и все больше ребят занимаются с различными ограничениями (в подготовительной (8,2%) и специальной (4,2%) группах) либо вовсе освобождены от занятий. А среди учащихся белорусских вузов в специальной группе по физкультуре занимается уже не 4%, а больше 17% студентов.

Распределение школьников по группам здоровья проводится ежегодно во время углубленных медосмотров. Однако медики отмечают, что результаты любого осмотра ребенка нельзя назвать исчерпывающими.

Во-первых, потому что всегда существует более высокий уровень обследования, который может показать неожиданные результаты. Во-вторых, каждый медосмотр позволяет судить о состоянии организма в конкретный период, и нет гарантии, что какое-то хроническое заболевание вдруг не проявит себя через месяц. В-третьих, есть ряд заболеваний, чаще всего патологий сердца, симптомы которых иногда удается заметить только после физических нагрузок.

Итак, объективно здоровье школьников сегодня заметно ухудшается, они малоподвижны, у них хуже развиты физические качества. Закономерно растет число детей со всевозможными отклонениями, у которых в той ли иной степени страдают разные системы организма, в том числе и костно-мышечный аппарат. Многие нагрузки, которые прежде казались вполне нормальными, сегодня для них трудновыполнимы и, как показывает статистика, даже травмоопасны. Тогда, возможно, пришло время педагогам лучше прислушаться к выводам медиков и пересмотреть школьную программу по физвоспитанию?

«А почему бы в школе вообще не отказаться от выставления оценки по физкультуре и не ограничиться только зачетом-незачетом по предмету? По-моему, это позволит снять лишнее напряжение с наших детей», – такое интересное мнение высказала «IP» мама одного из барановичских школьников.

Программу пересматривают…

Как выяснила «IP», в Министерстве образования о проблемах знают, поэтому пытаются совершенствовать программу. По словам специалистов министерства, форма отметки «зачет-незачет» сегодня используется только для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к спецгруппе или группе ЛФК. В отношении остальных учащихся отмена цифровой оценки по физкультуре пока не планируется.

Как сообщили в Минздраве, в содержании новых учебных программ с 2009/2010 учебного года были внесены изменения и дополнения, усиливающие оздоровительную направленность предмета физкультуры. Для учащихся 1 – 4 классов исключены требования выполнения учебных нормативов. В учебной программе для учеников 5 – 9 классов в 2-3 раза увеличено количество часов на подвижные и спортивные игры, а также исключены наиболее травмоопасные упражнения, выполняемые на гимнастических снарядах.

По информации Минздрава, с нового 2011/2012 учебного года школьники смогут также сдавать учебные нормативы по выбору. Например, вместо «подтягивания на перекладине» у ученика будет право выбрать «сгибание и разгибание рук в упоре лежа». Такие меры, безусловно, нельзя не признать более демократичными. Но окажутся ли они достаточными – покажет время. На сегодня же посещать самый здоровый школьный урок, к сожалению, не вполне безопасно для здоровья.

Важные мелочи

Как отмечают специалисты, рост травматизма на уроках по физвоспитанию может зависеть и от массы более мелких причин: от плохого качества покрытия спортзала, изношенности инвентаря или низкой температуры воздуха в зале. Ведь если мышцы ребенка не могут достаточно согреться, они не смогут и полноценно работать. Половина опрошенных нами школьников признались, что в холодное время года они ощущают, что мерзнут в школьном спортзале.

РЕКЛАМА

Поскольку для профилактики школьного травматизма и в целом для сохранения здоровья школьников недостаточно регулярных медицинских осмотров, необходимо повышенное внимание преподавателя к каждому ученику. Учитель должен максимально владеть информацией о здоровье детей, замечать малейшие изменения в их состоянии, чтобы грамотно дозировать нагрузки.

Немного утрируя, преподавателя физвоспитания можно сравнить с личным врачом ученика. Между тем из десятка опрошенных нами барановичских школьников один пятиклассник признался, что учитель по физвоспитанию не всегда прислушивается к жалобам ребят на здоровье.
Качественно повлиять на ситуацию можно лишь при помощи совместных усилий чиновников, родителей и педагогов.

Преподаватель физвоспитания: «Школьники не успевают подготовиться к нормативам»

О своем видении проблемы травматизма школьников на уроках по физвоспитанию корреспонденту «IP» на условиях анонимности рассказал преподаватель данного профиля с десятилетним стажем одной из школ города.

Существенной проблемой стало то, что два года назад количество уроков моего профиля в школе сократили с трех до двух в неделю. Это сразу негативно сказалось на физической подготовленности наших школьников. Содержание программы практически осталось тем же, и школьники не стали сдавать меньше нормативов. Но времени на то, чтобы полноценно подготовиться к их сдаче, чтобы освоить сложные технические элементы, у них стало меньше.

Огромную часть урочного времени преподаватели вынуждены сегодня уделять не развитию физических качеств учеников, а контролю приобретенных ими навыков – принимать нормативы и выставлять оценки. Это, естественно, не может не сказываться на их здоровье, в том числе и на уровне травматизма. А ведь у школьников, которые часто болеют и по этой причине пропускают занятия, времени на подготовку практически не остается вообще.

Зачастую бывает, что ученику просто не за что выставить четвертную оценку. Мы стараемся найти выход из положения, и, если ученик здоров и чувствует, что может сдавать нормативы, он сдает их буквально на последних уроках. Иначе его не аттестуют за четверть по болезни. И таких детей в последнее время становится все больше.

Успеваемость детей остается на прежнем уровне. Но ведь изменилась система оценки ученика. При выставлении четвертной оценки кроме баллов за нормативы сегодня учитываются оценки за теоретические знания и за домашние задания.

А в старших классах есть еще и оценка за тестирование. И каждая из них имеет одинаковый вес. Получается, что дети, которые физически хуже развиты, теперь могут существенно повысить свою оценку за счет теоретических знаний. Это, безусловно, уступка со стороны системы образования, но это нужно учитывать, рассуждая об уровне развития нынешних школьников.

Я не думаю, что нам сегодня нужно менять программу по физвоспитанию. В ней остается минимальная основа необходимых упражнений и нормативов, из которых что-то убирать уже нет смысла. Детям нужно лишь вернуть еще один урок в неделю, чтобы у них было время качественно и без ущерба для здоровья освоить программу.

Преподаватель физвоспитания: «Школьники не успевают подготовиться к нормативам»

О своем видении проблемы травматизма школьников на уроках по физвоспитанию корреспонденту «IP» на условиях анонимности рассказал преподаватель данного профиля с десятилетним стажем одной из школ города.

Существенной проблемой стало то, что два года назад количество уроков моего профиля в школе сократили с трех до двух в неделю. Это сразу негативно сказалось на физической подготовленности наших школьников. Содержание программы практически осталось тем же, и школьники не стали сдавать меньше нормативов. Но времени на то, чтобы полноценно подготовиться к их сдаче, чтобы освоить сложные технические элементы, у них стало меньше.

Огромную часть урочного времени преподаватели вынуждены сегодня уделять не развитию физических качеств учеников, а контролю приобретенных ими навыков – принимать нормативы и выставлять оценки. Это, естественно, не может не сказываться на их здоровье, в том числе и на уровне травматизма. А ведь у школьников, которые часто болеют и по этой причине пропускают занятия, времени на подготовку практически не остается вообще.

Зачастую бывает, что ученику просто не за что выставить четвертную оценку. Мы стараемся найти выход из положения, и, если ученик здоров и чувствует, что может сдавать нормативы, он сдает их буквально на последних уроках. Иначе его не аттестуют за четверть по болезни. И таких детей в последнее время становится все больше.

Успеваемость детей остается на прежнем уровне. Но ведь изменилась система оценки ученика. При выставлении четвертной оценки кроме баллов за нормативы сегодня учитываются оценки за теоретические знания и за домашние задания. А в старших классах есть еще и оценка за тестирование.

И каждая из них имеет одинаковый вес. Получается, что дети, которые физически хуже развиты, теперь могут существенно повысить свою оценку за счет теоретических знаний. Это, безусловно, уступка со стороны системы образования, но это нужно учитывать, рассуждая об уровне развития нынешних школьников.

Я не думаю, что нам сегодня нужно менять программу по физвоспитанию. В ней остается минимальная основа необходимых упражнений и нормативов, из которых что-то убирать уже нет смысла. Детям нужно лишь вернуть еще один урок в неделю, чтобы у них было время качественно и без ущерба для здоровья освоить программу.

Поделиться:
Читать также

Лукашенко пригласили в Париж

8 часов назад remove_red_eye 283
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up