Автор: Людмила СТЕЦКО

13:22, 18 ноября 2010

Политика

remove_red_eye 102

Выборы в законе

Чтобы стать кандидатом в президенты, гражданин Украины должен заплатить стране примерно 316 тысяч долларов, а россиянин – заручиться поддержкой не менее двух миллионов потенциальных избирателей. В Беларуси, чтобы обрести кандидатский статус, не нужно ни денег, ни многомиллионной поддержки, тем не менее белорусские кандидаты во многом могут только позавидовать своим зарубежным коллегам.

Несмотря на попытки демократизировать и либерализировать избирательный процесс в Беларуси, наша страна во многих вопросах, касающихся проведения выборов, проигрывает странам-соседкам. К такому выводу пришла корреспондент «IP»,   сравнив избирательное законодательство России, Украины и Беларуси.

Все начинается с комиссий

Одним из первых этапов любой избирательной кампании является формирование избирательных комиссий. В нашей стране и ближайших странах-соседках система избирательных комиссий выглядит примерно одинаково – главным «блюстителем порядка» во время выборов является Центральная избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе, ей в помощь на каждых выборах формируются более мелкие комиссии – окружные, территориальные, участковые. Центральные комиссии в России и Украине формируются в составе 15 человек. В Украине ЦИК полностью формирует Верховная Рада, в России – Госдума, Совет Федерации и Президент. В Беларуси ЦИК формируется в составе 12 членов комиссии, половину из которых  назначает Президент, вторую половину – Совет Республики. В России и Украине окружные, территориальные и участковые комиссии образуются Центральной комиссией, а местные органы власти, в частности исполкомы или Советы депутатов, в этом процессе не участвуют. В Беларуси все наоборот: то, каким будет состав комиссий, решают именно местные власти, в то время как ЦИК, которой более мелкие комиссии подчиняются, стоит от этого процесса в стороне.

РЕКЛАМА

Каждый кандидат в России вправе выдвигать в каждую из комиссий (в том числе и Центральную) одного своего члена с правом совещательного голоса (человек присутствует на заседаниях комиссий, вносит свои предложения, но не имеет голоса при принятии решений). В Украине же и вовсе все комиссии формируются фактически из тех граждан, которые выдвинуты исключительно самими кандидатами.
Согласно белорусскому Избирательному кодексу, кандидаты также вправе назначать члена с правом совещательного голоса, правда, это касается только ЦИК. Мелкие же комиссии, где ведется подсчет голосов и где, считается, наиболее велики шансы на фальсификацию итогов голосования, формируются фактически по усмотрению местных органов власти.

От выдвижения до висування

В Беларуси существует единственный способ выдвижения кандидата на пост президента – от граждан путем сбора подписей. Для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, претенденту нужно собрать не менее 100 тысяч подписей.

Страны-соседки в этом плане более изобретательны. В России, например, есть два способа стать кандидатом в президенты. Первый способ – самовыдвижение, когда потенциальный кандидат собирает в свою поддержку подписи – не менее двух миллионов, чтобы зарегистрироваться. Второй – кандидата выдвигает политическая партия, при этом голоса собирать не надо, достаточно лишь поддержки большинства участников съезда партии и протокола со съезда.

В Украине способы выдвижения такие же, как в России, с той лишь разницей, что украинские кандидаты вне зависимости от способа выдвижения не собирают подписи в свою поддержку. Чтобы быть зарегистрированным, потенциальные кандидаты вносят денежный залог – 2,5 млн гривен (около миллиарда бел.  руб.). Шанс вернуть эту сумму есть только у двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов или вышедших во второй тур голосования. Такова цена демократии.

В каждой стране кандидаты вправе формировать свой избирательный фонд. В нашей стране этот фонд, который формируется из бюджетных поступлений, добровольных пожертвований и личных средств кандидата, самый маленький – 105 млн рублей, в то время как в России эта сумма на наши составляет почти 4 млрд, а в Украине размер фонда вообще не ограничен.

Операция «Агитация»

Период предвыборной агитации едва ли не самый важный во всей избирательной кампании. Его можно сравнить с приездом в провинциальный город звезды мирового масштаба – на улицах появляются красочные плакаты и листовки, которые, словно концертные афиши, привлекают внимание и вызывают интерес публики. Белорусским кандидатам с агитационным периодом не повезло: он в сравнении с соседними странами  длится гораздо меньше. Так, к примеру, в Украине агитация, как и у нас, начинается с момента регистрации кандидата. Только если у нас кандидата регистрируют за 35-25 дней до выборов, то в Украине процесс регистрации заканчивается не позднее, чем за 64 дня до выборов. Соответственно, у украинских претендентов на президентское кресло практически в два раза больше времени, чтобы познакомиться с потенциальными избирателями.

В России же и вовсе агитационный период начинается с момента выдвижения гражданина кандидатом. Согласно Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации», процесс выдвижения начинается не раньше, чем за 80 дней и не позже, чем за 45 дней до выборов. Правда, предвыборную агитацию в печатных СМИ и на ТВ кандидат начинает не раньше, чем за 28 дней до выборов.

Использование СМИ в законах Украины и России прописано очень четко, вплоть до того, сколько времени или печатной площади предоставляется каждому кандидату. Так, к примеру, в Украине указывается даже время, в которое кандидаты должны выступать по ТВ – с 19.00 до 22.00. У нас же лишь указывается, что объем предвыборной программы, предоставляемой в СМИ, не должен превышать пяти машинописных страниц и что выступление должно приходиться на период, когда «теле-, радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию».

Средство передачи голоса

Защите главного инструмента реализации избирательного права гражданина – избирательного бюллетеня – страны-соседки уделяют особое внимание. В России бюллетени печатают практически как денежные банкноты – на бумаге с водяными знаками. У украинцев на бюллетене есть специальный контрольный талон с линией отрыва, позволяющий предотвратить вброс бюллетеней. На талоне ставится дата выборов, номер избирательного округа и участка, номер гражданина в списке избирателей и его подпись. При подсчете голосов члены комиссии считают не только количество бюллетеней, но и количество отрывных контрольных талонов.

В законодательстве каждой из стран прописано, насколько количество бюллетеней может превышать количество избирателей. Так, в России на каждый участок выдают лишь на 1,5% больше бюллетеней, чем зарегистрировано на участке избирателей. В Украине эта цифра составляет 0,5%. В белорусском законодательстве защита бюллетеней специальными знаками, талонами или другими видами защиты не предусмотрена. Количественных ограничений при выпуске бюллетеней в избирательном кодексе не содержится, лишь в рекомендациях ЦИК говорится, что их число должно максимум на 5% превышать число избирателей. В каждой стране после оглашения итогов выборов избирательные бюллетени некоторое время еще хранятся. В РБ  срок хранения бюллетеней самый небольшой – шесть месяцев (согласно рекомендациям ЦИК), в то время как в России они хранятся не менее года, в Украине – три года.  

Голоса под счет

В процессе голосования и подсчета голосов между тремя странами много общего. Начинается и заканчивается голосование в одно и то же время – 8.00–20.00, члены комиссии с момента окончания голосования считают голоса, погашая сначала испорченные и неиспользованные голоса, затем считая бюллетени с отметками «против всех», а также за каждого из кандидатов. После подсчета составляют протоколы и передают их в вышестоящие комиссии. Окончательные результаты голосования также оглашаются в одно время – примерно через 10 дней после выборов. Разница лишь в том, что досрочного голосования в соседних странах фактически нет. Только в России могут голосовать досрочно лишь те граждане, которые работают на далеких полярных станциях, ходят на судах или живут в населенных пунктах, где плохо налажено транспортное сообщение. У нас же процесс досрочного голосования пользуется большой популярностью. Гражданину даже не нужно указывать причину, по которой он явился на участок раньше дня выборов. Возможно, поэтому независимые эксперты и политики считают досрочное голосование чуть ли не самым большим злом нашей избирательной системы и видят в нем главный ресурс возможной фальсификации.   

Кроме того, ни в одной из стран-соседок члены участковых комиссий не должны передавать копии протоколов в местные администрации, как это делается в Беларуси. Они держат отчет лишь перед вышестоящей комиссией, но никак ни перед исполкомом, который, по большому счету, к выборам, а тем более к их результатам не имеет отношения.

Вместо послесловия

РЕКЛАМА

Украина, а тем более Россия не считаются образцами демократичных выборов. Даже при таком внешне либеральном законодательстве иногда и в этих странах происходят скандалы, связанные с фальсификацией или нечестным подсчетом голосов. Но вместе с тем законодательство этих стран выглядит куда выгоднее, чем белорусское. Нашему государству чтобы подняться на одну ступень выборной демократии выше, по крайней мере в глазах европейской общественности, нужно совсем немного – упорядочить институт досрочного голосования и оградить комиссии от местных властей. Вот только рассчитывать на эти изменения пока не приходится.

Комментарий специалиста

Михаил Плиско, юрист, эксперт в области избирательного права:

Если сравнивать три страны, то наиболее демократично, на мой взгляд, выборы проходят в Украине. Ведь то, какими будут результаты выборов, по большому счету, зависит от комиссий – окружных, территориальных, участковых. В Украине комиссии формируют сами кандидаты, что сводит возможность фальсификации результатов выборов практически к нулю. У нас, к сожалению, на составы комиссий кандидаты практически не влияют. Чтобы положительные сдвиги в законодательстве Беларуси произошли, нужно, чтобы члены комиссий выдвигались на партийной основе или самими кандидатами. Хотя и отмена досрочного голосования, и введение дополнительной защиты бюллетеней могли бы стать большим шагом к демократизации выборов.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up