Автор: Дмитрий МИРОВ

12:04, 18 ноября 2010

Общество

remove_red_eye 188

Мы хуже, чем мы думаем

Многие белорусы привыкли думать о себе едва ли не как о самых толерантных и радушных людях в мире. Насколько наше самомнение соответствует действительности, выясняла «IP» накануне Всемирного дня терпимости, который отмечается  16 ноября.

Наш любимый «бородатый» миф

Ярлык чрезвычайной толерантности белорусов последовательно закрепляется в нашем сознании еще со школьных лет, перерастая со временем в стойкий, «бородатый» миф. По крайней мере, последние полвека этот миф настолько искусно и последовательно навязывался государственной идеологией, что сегодня почти каждый белорус глубоко поверил в него. Причем поверил вслепую, так и не уяснив значения понятия толерантности.

В широком смысле толерантность означает нашу терпимость – к  инакомыслию, к мировоззрению и идеалам других людей, не таких, как мы. Вот почему именно с толерантностью во всем цивилизованном мире связывают гарантии согласия и бесконфликтности общества. И вот почему вопрос толерантности социума, как отмечают политологи, впервые остро возник после II-й мировой войны, давшей всему миру показательный урок национальной нетерпимости.

РЕКЛАМА

Сегодня толерантность – неотъемлемая ценность каждого демократичного общества, которое разумеет под этим понятием уже не только национальную терпимость, но и терпимость к разным социальным группам и их ценностям.

Рассуждая на эту тему, ученые говорят, что нет полностью толерантных или non-толерантных народов, поскольку каждое общество более терпимо к одному, но менее терпимо к другому. Иными словами, толерантность – это постоянный путь к толерантности.

Большинство же белорусов воспринимают собственную толерантность как некую изначальную данность, а не принцип непрерывного совершенствования отношений между людьми. Возможно, поэтому наше самомнение о собственной толерантности так далеко от реальности.

Насколько – показал опрос наших горожан.

Отвечаем за себя

В центре города «IP» опросила 50 горожан разных возрастов – от старшеклассников до пенсионеров.

На первый вопрос «Считаете ли вы белорусов толерантным народом?» положительно ответили 90% человек, что, в принципе, подтвердило живучесть «народного» мифа. Следующий вопрос касался конкретно каждого. Поэтому категоричности в ответах горожан пускай немного, но убавилось. Итак, на вопрос «Считаете ли вы себя толерантным человеком?» ответили «да» 86%, нет – 14% респондентов.

Следующие три вопроса к нашим горожанам касались уже конкретных и, по всей видимости, наиболее острых проблем нетерпимости в современном мире. Ответ на каждый из них предусматривал глубоко личную точку зрения, а не клишированное мнение о народе в целом.

РЕКЛАМА

«Согласились бы вы с тем, чтобы ваш ребенок посещал класс, в котором половина учеников были бы из баптистских семей?»: «да» – 52%, «нет» – 48%. Как показал опрос, соотношение терпимых и нетерпимых к иному вероисповеданию горожан разделилось почти поровну. И все же в ответах преобладала более взвешенная позиция: «Сама я православная, но это не мешает мне с уважением относиться к любой религии. В школе главное, чтобы дети хорошо учились и перенимали один у другого только положительное», – ответила одна горожанка.

К сожалению, ввиду своего незнания некоторые горожане путали баптистское учение с сектантским, выдавая собственную некомпетентность и страхи: «Я боялась бы, чтобы моего ребенка не завлекли в секту». Между тем  самые развитые страны мира (Швейцария, Германия, Франция, Великобритания, США, Канада и другие) – преимущественно протестантские. И существование подобных страхов у наших горожан, вероятно, только подтверждает мнение ученых, что толерантное общество – это образованное общество. И наоборот…

Ситуация с этнической терпимостью наших горожан выглядит несколько лучше, хотя, безусловно, далека от верха толерантности, на что претендуют белорусы.

Так, на вопрос «Как вы относитесь к тому, что выходцы из азиатских стран эмигрируют в нашу страну?» 60% респондентов ответили, что положительно, и 40% – отрицательно. «Каждый ищет и заслуживает свое место под солнцем. И если человек законопослушный, работает и платит налоги, пускай живет там, где ему хочется», – высказала мнение одна горожанка. Однако немалая часть горожан высказывалась категорически негативно: «Зачем нам здесь нужны азиаты? Беларусь – для белорусов».

Как и можно было предположить, нетерпимость наших горожан к нетрадиционной сексуальной ориентации оказалась наиболее труднопреодолимой.

Последний вопрос «IP» звучал так: «Считаете ли вы, что в Беларуси следовало бы узаконить однополые браки?» То есть изучалась не оценка явления гомосексуализма как такового, а возможность уравнять людей нетрадиционной сексуальной ориентации в правах с остальными гражданами, как это сделали в некоторых демократичных странах мира (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия и других).

Утвердительно на этот вопрос ответили только 24% горожан, высказались категорически против – 76% респондентов. Проголосовавшие «против» возможности узаконить в Беларуси однополые браки признавались, что это либо «не совпадает с их мировоззрением», либо «не имеет перспектив», либо это вовсе «болезнь, которую следует лечить».

Впрочем, в обществе, где еще несколько десятилетий назад за уличение в нетрадиционной сексуальной ориентации грозила уголовная статья, и четверть благосклонных голосов вполне можно считать некоторым достижением.

Показательным нам показалось мнение мужчины, который представился журналистам «слишком толерантным человеком». По мнению этого «самого толерантного» участника опроса Intex-press, «баптисты неизвестно чему могут научить наших детей», «все приезжие ведут аморальный образ жизни и живут за наш счет», а «однополые браки нам не нужны, поскольку не обеспечат прирост населения».

Постскриптум

Говорят, без мифа нет нации. И если кто-то зажег в умах белорусов миф об их чрезвычайной толерантности, значит, это кому-нибудь нужно. Как нужно, чтобы русские оставались для всего мира обладателями необычайно широкой души, а англичане – непревзойденными интеллектуалами-снобами. Вот только вряд ли кто-то поверит в уникальную толерантность восточноевропейского народа, единственного во всей Европе до сих пор сохранившего смертную казнь, кроме него самого.

Комментарий специалиста:

Насколько мы толерантны?

Ответить на этот вопрос Intex-press попросила известного белорусского философа и методолога Владимира Мацкевича.

Сегодня белорусы толерантны в отношении одних вещей и резко non-толерантны в отношении других. И как всякий миф, миф о нашей толерантности – это самообман. Серьезное мнение о любом народе не может основываться только на мифах. Поляки, к примеру, в быту оказываются гораздо более гостеприимными, чем белорусы, которые привыкли считать себя таковыми.

У современных белорусов, например, высочайшая терпимость к греху, к взяткам и коррупции, к так называемому кумовству.

Но наши власти уже долгое время не регистрируют неофициальный Союз поляков. Но это пример не этнической, а идеологической non-толерантности, проявляемой не народом, а властями – нетерпимость к иному образу жизни, к иным подходам к реформированию. И когда всякая оппозиция у нас изначально именуется злом, то о какой толерантности мы можем говорить?

К белорусской толерантности вообще нужно относиться осторожно. Многие белорусы привыкли подменять этим понятием собственную слабость, бездейственность. Отсюда, собственно, и корни мифа. В позднесоветскую эпоху, когда литовцы боролись за свою независимость, белорусам последовательно внушали, что они толерантны. И сегодня наша мифологизированная толерантность в действительности скорее напоминает пассивность. Об истинной же терпимости белорусов нужно судить по их конкретным действиям и высказываниям.

Толерантность, в принципе, – неестественное поведение человека. Над нею нужно работать, воспитывать ее в себе. Чтобы быть терпимыми к иному, нужно сначала научиться критично относиться к самому себе, осознать, что мы можем ошибаться, что мы несовершенны.

Только такая установка позволяет по настоящему быть толерантными.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up