Новости / Общество

Как жить на ощупь

4.11.2010, 14:52 / remove_red_eye 102 / chat_bubble

Говорят, чтобы проверить остроту зрения, достаточно взглянуть на Большую Медведицу. Только люди со стопроцентным зрением увидят возле одной из вершин созвездия крошечную звездочку. Но  таких год от года все меньше и меньше.

Каково незрячим людям жить на ощупь в нашем городе и с какими проблемами они сталкиваются, корреспондент «IP» испытывала на себе.

Мир теряет четкость

Сейчас редко у кого можно встретить стопроцентное зрение. Счастье, если у вас глаз «как у орла», но примерно половина моих знакомых-друзей-родственников если не носит очки и линзы, то обязательно щурит глаза в попытке разглядеть мелкий ценник в магазине или расписание поездов.

РЕКЛАМА

Диагноз «прогрессирующая близорукость» мне поставили еще в восьмом классе, и с тех пор очки или линзы для меня постоянный «бонус». А дальше картина всем теряющим зрение знакомая: толщина стекол с каждым годом  увеличивается, окружающий мир все больше в тумане.

Для  проведения эксперимента пришлось снять и линзы, и очки. Без этих простых приспособлений  мир мгновенно  потерял четкость: размытые здания, неясные силуэты. Без очков стала  смахивать на ходячую катастрофу: зацепилась в автобусе за первую ступеньку и, не рассчитав амплитуды движения, нечаянно  пнула бабушку, смахнув с ее головы платок; доставая деньги из кошелька, уронила полторы тысячи – спасибо, прохожие заметили. Сев не на тот автобус, недоглядев единички в шестнадцатом маршруте, едва не заехала в другой район – хорошо, что вовремя услышала «следующую остановку».

Слепой слепому всегда поможет

В своем микрорайоне, где каждая яма мне известна, путешествие от дома до остановки без очков прошло без приключений: тут очень высокий бордюр, там щербатая дорожка, чуть дальше тротуар пересекает узкая проезжая часть, где с трудом разъезжаются две машины и где надо быть особенно внимательным. Путь до остановки прошел пусть и в режиме  повышенного внимания, но не вызвал особенных сложностей. Я даже стала немного привыкать к поэтично-туманному горизонту и неожиданно возникающим перед самым носом прохожим.

Невесело думаю, что будь у меня зрение еще хуже, даже эта дорога могла бы стать препятствием: здесь можно запросто споткнуться на неровном асфальте, зацепиться за обломанную плитку во дворе и прошлепать не по одной луже.

С первой трудностью столкнулась уже на автобусной остановке – расписания, расположенного высоко над головой, чтобы не сорвали вандалы, не было видно – одно сплошное черное пятно. Прошу помощи у мужчины, мимолетом замечая, что у него на носу тоже очки с толстыми стеклами – ну вот, еще один в армии слабовидящих.

Переведите через дорогу!

Следующий пункт эксперимента – перейти через дорогу в оживленном месте. Таких в Барановичах  хватает. И даже для зрячих людей при нашей неистребимой невежливости  как со стороны пешехода, так со стороны водителей переходы опасны: если на светофорах еще соблюдается какая-то очередность, то на пешеходных переходах без светофоров можно стоять довольно долго, пока водитель и пешеход наконец поймут друг друга.

Чтобы проверить людей на чуткость и готовность бескорыстно помогать, я остановилась у одной из «зебр» на Советской: отчаянно смотрела на прохожих, заглядывала в глаза, нерешительно топталась возле самого края тротуара… Большинство людей проходили мимо, уткнувшись в свои мысли, некоторые ловили взгляд, чуть снижали скорость, но не останавливались.  

Наконец, решаю просить помощи – перевести меня через дорогу. Из толпы прохожих специально выбирала тех, кто на первый взгляд торопился больше всех. Ждала, что будут ссылаться на неотложные дела и нехватку  времени, но, на удивление, даже самые спешащие люди реагировали спокойно, лишь слегка недоумевая: почему без видимых проблем девушка просит перевести ее через «зебру».  Люди удивлялись, смущались, в некоторых случаях даже с  издевкой интересовались, не боюсь ли я сама перейти дорогу, но  услышав ответ: «Нет, не боюсь, но очень смутно все вижу, а очки забыла дома».

Люди переводили через опасный участок и спешили по своим делам. Причем мужчины вели себя очень по-мужски, чувствуя ответственность за меня: они уверенно брали за руку и, как в первом классе, посмотрев направо-налево,  вели через дорогу. Возникло ощущение, что не затормози машина вовремя, они запросто бросились бы наперерез ей. На десять просьб перевести через дорогу мне отказали только дважды, сославшись на занятость. Видимо, и   правда некогда.  

Испытывать людей на отзывчивость продолжила на авто- и железнодорожном вокзалах, где я просила людей «подсказать расписание автобусов и электричек». К счастью, люди попадались в основном отзывчивые. Одна из тех, к кому я пристала с просьбой помочь, была миловидная девушка. Я нудно переспрашивала: «А вот предыдущий рейс на Минск во сколько  вы говорите?» Девушка была терпелива – как ни запутывала я ее, она исправно сверялась с расписанием и объясняла-объясняла-объясняла, пока не объявили ее электричку.

«А сколько стоит?..» – «Купи очки!»

Наверное, едва ли не каждый слабовидящий человек сталкивался с ситуацией, когда утомленный за день или вставший не с той ноги продавец отыгрывался на физическом недостатке слабовидящих людей. «Сколько стоит вон та рыба (коробка конфет, кофе, чай, печенье)? и в ответ нетактичное «Цена написана» или, того хуже, припасенный продавцом совет «Очки купи!» со временем начисто отбивает охоту посещать магазины без самообслуживания.

Неловкая ситуация возникла у киоска, когда я решила купить шоколадку. Уверенно положила на прилавок две с половиной тысячи рублей – была уверена, что на оранжевом ценнике была именно такая цифра. Но продавец не спешила исполнить мою сладкую мечту – оказалось, шоколад стоит на тысячу дороже, но ведь на крошечном ценнике не разглядеть! Робко бросив, что я не вижу, уже ждала готового ответа  «Очки купите!». Но, к счастью, молоденькая девушка понимающе кивнула, тут же исчезла и вернулась с ценником на шоколадке!

Следующими на прочность я испытывала продавцов винно-водочного отдела, отыскивая коньяк, который  обычно стоит на самой верхней полке, а значит, не всегда видный покупателю. В одном из магазинов продавец устало, но терпеливо перечисляла цены спиртного напитка, еще в одном даже показывала поштучно самые хорошие вина, доставая бутылки поочередно. Секрет такого внимательного отношения ко мне раскрылся чуть позже: оказалось, продавец тоже не видит цены и для удобства снимает бутылки  с полки.  

В книжном магазине для того, чтобы продавец мне помогла выбрать открытку с днем рожденья, пришлось обращаться к ней раза три: сначала я просила мне показать открытки с днем рождения, потом показать открытки «повеселее» и, наконец,  просьба о том, чтобы девушка мне помогла все пожелания на открытках прочесть (выбирала самые пошлые  и глупые, не сомневайтесь). Девушка  в конце концов очень тихо перечитала мне все десять открыток с пожеланиями.  

РЕКЛАМА

Продавец в кондитерском отделе, где я выбирала коробку конфет «на праздник к друзьям», в конце концов, даже принесла лесенку, чтобы снять с самой верхней полки коробки сладостей,   и терпеливо перечисляла по нескольку раз цены и состав конфет. В целом за день эксперимента невежливых продавцов не попадалось.

Только я обрадовалась, что люди  стали более чутко относиться к чужим проблемам, как  спустя два дня  на кассе в магазине возле моего дома продавец  в тысячный раз профессионально  посоветовала мне купить очки и не беспокоить персонал по незначительным поводам: «Очереди вишь какие! Нет времени тебе тут цены рассказывать!» – бросила продавец.

* * *

Перейти через дорогу, разобраться в расписании транспорта,  даже банально подняться на ступеньки магазинов, банков, кинотеатров, домов, где верхняя и нижняя ступеньки не обозначены контрастной полосой, – все это дополнительные барьеры для незрячих людей. Но это всего лишь сотая доля того, где незрячих людей подстерегает опасность и где каждый зрячий может предложить свою помощь.

Справка INTEX-PRESS

Порядка 20 тысяч человек в стране имеют I и II группы инвалидности по зрению, еще около 60 тысяч – III группу. Ежегодно в той или иной степени, приводящей к инвалидности, теряет зрение приблизительно тысяча человек.

Кстати

Месячник «Белая трость» проводится в нашей стране с 15 октября по 15 ноября. Акция призвана привлечь внимание общественности, районных служб к проблемам инвалидов по зрению. «Белая трость» – эмблема незрячего человека. Если незрячий  направляется в опасную зону, растерян, предложите ему свою помощь. Помните: не жалости и сочувствия ждут они от нас, а понимания и конкретной помощи.

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up