Новости / Происшествия

«МиГ» падения: Барановичи вновь хоронят своих летчиков

30.09.2010, 13:12 / remove_red_eye 535 / chat_bubble0

Горожане, которые пришли 26 сентября к Дому офицеров, словно вернулись на год назад: та же кричащая тишина, прерываемая печальными вздохами и плачем, вновь траурная процессия, флаги и фуражки…

Барановичи вновь провожали в последний путь летчиков, которые погибли, уводя терпящий крушение самолет от жилых домов. По крайней мере, именно так представило картину гибели пилотов Министерство обороны Беларуси.

Самолет упал в болото

РЕКЛАМА

Уже на следующий день после ЧП на месте падения самолета работала специальная комиссия

Уже на следующий день после ЧП на месте падения самолета работала специальная комиссия

Во время плановых полетов в Ганцевичском районе 23 сентября разбился самолет МиГ-29, принадлежащий Барановичской 61-й истребительной авиабазе. Оба пилота – летчик 1-го класса, командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и летчик 2-го класса, заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло, погибли. Они прослужили на барановичской авиабазе совсем недолго – 927-ю истребительную авиабазу в Березе, где до перевода в Барановичи служили оба летчика, расформировали и объединили с   61-й лишь в августе этого года. У 43-летнего Сергея Коваленко остались жена и трое детей, у 29-летнего Александра Жигайло – молодая супруга.

Комментарии Министерства обороны по поводу произошедшего появились уже через несколько часов после трагедии, правда, были они весьма скудны. Сообщалось лишь, что самолет, отрабатывая элементы высшего пилотажа на малых высотах, потерпел крушение и упал в лесисто-болотистую местность недалеко от д. Роздяловичи Ганцевичского района. Согласно официальной версии, пилоты погибли, пытаясь увести падающий самолет от расположенной неподалеку деревни.

«Я смотрю, летит самолет и снижается, еще и подумал, чего он так летит, ведь в лесу нет посадочной полосы. А буквально через секунды удар, от которого все вокруг содрогнулось. И сразу после этого клубы дыма над лесом показались», – рассказал корреспонденту газеты «Ганцавіцкі час» один из очевидцев трагедии.

Вскоре Белорусская военная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 465 УК РБ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Однако вероятные причины трагедии так и не были озвучены.

Версий много, официальной нет

Практически сразу после случившегося территорию вокруг места падения самолета оцепили военные, и созданная Минобороны специальная комиссия приступила к работе. Начальник пресс-службы Министерства обороны РБ Вячеслав Ременчик сообщил, что пока комиссия не закончит свою работу, обстоятельства или предполагаемые причины трагедии разглашаться не будут. Военное ведомство не озвучило даже, были ли найдены на месте трагедии бортовые самописцы. Сроки окончания работы комиссии глава пресс-службы также не уточнил.

Отсутствие информации позволило общественности строить собственные версии произошедшего. Одни говорили, что причиной трагедии могла стать изношенность военной техники, другие – недостаточная подготовленность летчиков, третьи, вспоминая предварительную версию радомской трагедии (результаты того расследования, напомним, так и не были обнародованы), предполагали, что в двигатель самолета могла попасть птица.

Коллеги погибших летчиков были немногословны.

«О чем тут говорить, если самолет МиГ-29 был выпущен в 1977 году. Если ваш сосед ездит на машине 1977 года, что вы про такой автомобиль можете сказать? А здесь речь идет о самолете, – приводит слова пожелавшего остаться неизвестным летчика «Комсомольская правда в Белоруссии». – Еще одна причина, по которой происходят подобные авиакатастрофы, – недостаточный налет пилотов. Сейчас летчики летают столько, что им нужно давать ордена только за то, что они садятся в кабину самолета».

Однако, по мнению барановичского летчика-испытателя Александра Бочкарева, который был лично знаком с погибшими, профессионализм наших летчиков ставить под сомнение несправедливо.   

 
«Мы были знакомы с Сергеем Коваленко двадцать лет. Вместе летали… Могу сказать, что это был отличный летчик. В профессиональных качествах современных белорусских летчиков сомневаться не приходится: войска сокращаются, там остаются только самые лучшие, проверенные временем люди», – уверен летчик.  
Более того, считает Александр Бочкарев, версия о том, что пилотов подвел самолет, также маловероятна, так как МиГ – достаточно надежная машина.

«Да, самолеты не новые, но ведь перед полетами каждая машина проходит серьезные осмотры и контроль», – говорит летчик.

Что же на самом деле произошло 23 сентября в Ганцевичском районе, будет ясно лишь по окончании расследования. Если, конечно, Министерство обороны посчитает нужным придать эту информацию широкой огласке.

РЕКЛАМА

Два дня – четыре крушения

За два дня, 23 и 24 сентября, в мире произошло четыре крушения самолетов «МиГ». Погибли два белорусских летчика. По данным информагентства «Интерфакс», в один день с белорусским самолетом, разбившимся под Ганцевичами, с разницей в несколько часов в Хорватии во время испытательных полетов разбились два истребителя «МиГ-21». А 24 сентября на востоке Индии потерпел крушение «МиГ-27», выполнявший тренировочный полет. В случаях, произошедших за рубежом, пилоты катапультировались.


Почему же белорусские летчики жертвуют собственными жизнями и гибнут в мирное время? На эти  вопросы пока нет ответов.

Между тем нередко гибнут именно барановичские летчики. В 1996 году в районе   д. Арабовщина Барановичского района погиб начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы подполковник Владимир Карват, ставший посмертно первым Героем Беларуси. А в 1997 году упал самолет начальника станции летных испытаний 558-го авиаремонтного завода подполковника Сергея Погребана. В августе 2009-го на авиашоу в польском Радоме 61-я авиабаза потеряла  самых опытных пилотов – летчиков Александра Марфицкого и Александра Журавлевича.

По сведениям информационного агентства БелаПАН, за «последние 13 месяцев  авиация ВВС и войск ПВО Беларуси потеряла четверых пилотов и три истребителя. Одна машина (согласно официальной информации) была повреждена».

Обломки «МиГ-29» были разбросаны на большом расстоянии от места крушения самолета

Обломки «МиГ-29» были разбросаны на большом расстоянии от места крушения самолета

С 1970 по 1997 годы, по данным информагентства, в военной авиации, дислоцировавшейся на территории Краснознаменного Белорусского военного округа, произошло более 100 авиационных происшествий, в которых погибли более 60 человек.

Причины трагических случаев редко озвучиваются.

По следам катастрофы

На следующее утро после авиакатастрофы под Ганцевичами,  24 сентября, наш корреспондент побывал на месте трагедии.

Место аварии военные взяли в оцепление еще накануне вечером, сразу после трагедии. Наутро, пригласив с собой в качестве проводника жителя деревни Хотыничи, расположенной недалеко от места падения самолета, я отправился на автомобиле на место катастрофы.

За сотню метров от д. Роздяловичи дорога уходила вправо, в сторону заболоченного леса. Очень скоро стало понятно, что добраться до места падения самолета на нашем автомобиле не удастся. Дальше мы пошли пешком и буквально через двести метров услышали голоса, заметили людей в военной форме и технику.

Солдаты из оцепления оказались неразговорчивыми, отказавшись пропустить нас к месту, где упал самолет. Мол, сейчас там ведутся работы. Отпустив своего проводника собирать грибы, я решил подойти с другой стороны в надежде на то, что другие военные позволят хотя бы издали сделать несколько  снимков места чрезвычайного происшествия. Я прошел по лесисто-болотистой местности около 15 минут и понял, что заблудился: кругом был сплошной лес.

Спустя еще пару минут неожиданно наткнулся на обломанные верхушки деревьев. Тут же на земле лежали обломки самолета. Пройдя еще немного, я увидел широкую полосу изломанного леса, которая протянулась метров на триста. В конце ее стояли обгоревшие деревья. Я понял, что попал на место, где самолет начал падение. Рядом послышались голоса, и я пошел на них.
Ко мне подошел человек в гражданской форме, спросил, как я прошел через оцепление, если сюда никого не пускают. Я пояснил, что хотел сделать снимок с места происшествия и поговорить с кем-нибудь из тех, кто проводит расследование. Мне сообщили, что кроме военных и следственной группы на место падения самолета никого не пускают, работают саперы, поэтому находиться там   небезопасно: вроде самолет был с боезарядами.

Затем меня провели к следователю по важнейшим делам Белорусской военной прокуратуры Владимиру Бурому. «Произошла трагедия, погибли люди, и мы будем выяснять, как это случилось, – сказал Владимир Викторович. – Сколько на это понадобится времени, сложно сказать».

Он подтвердил, что по факту заведено уголовное дело, проводится проверка, а о том, что стало причиной этого несчастья, пока говорить рано.

Когда меня провожали из оцепления, по всей длине полосы падения МиГа, на расстоянии около 100-150 метров по разным сторонам я видел разбросанные небольшие детали от самолета. Это было практически все, что от него осталось.

Барановичи простились с летчиками

Церемония прощания с погибшими в авиакатастрофе под Ганцевичами летчиками Сергеем Коваленко и Александром Жигайло прошла 26 сентября.

«Это траурный день для всех нас, – сказал на церемонии командующий войсками ЗОТК генерал-майор Дмитрий Пахмелкин. – Мы прощаемся с нашими летчиками, которые честно выполнили свой воинский долг перед государством и всем белорусским народом.

Память о них навсегда останется в сердце каждого из нас».На траурное мероприятие  26 сентября в Барановичи из столицы прибыл высший офицерский состав Министерства обороны РБ во главе с министром обороны генерал-лейтенантом Юрием Жадобиным. Присутствовали представители авиационных баз Беларуси, а также всех видов и родов войск.

Проводить летчиков в последний путь пришли и вдовы Александра Марфицкого и Александра Журавлевича, погибших в авиакатастрофе в Польше буквально год назад. Под печальный марш Шопена попрощаться с Сергеем Коваленко и Александром Жигайло в этот день смогли все желающие горожане. Прощальная церемония продолжалась два часа. За это время рота почетного караула Министерства обороны у гробов погибших летчиков сменялась несколько раз, поклониться Сергею Коваленко и Александру Жигайло пришли сотни людей.

Горожане пришли проститься с погибшими летчиками

Горожане пришли проститься с погибшими летчиками

Прощание закончилось траурным шествием, которое прошло по улице Комсомольской до перекрестка с улицей Притыцкого, где в это время было остановлено движение автотранспорта. Тело Александра Жигайло было предано земле на кладбище в Могилеве, откуда летчик родом. Сергея Коваленко похоронили в Березе, где он долгое время жил и где прошли долгие годы его службы.

На церемонии прощания присутствовали председатель БГИК  Виктор Дичковский, высший офицерский состав Минобороны РБ во главе с министром обороны генерал-лейтенантом Юрием Жадобиным

На церемонии прощания присутствовали председатель БГИК Виктор Дичковский, высший офицерский состав Минобороны РБ во главе с министром обороны генерал-лейтенантом Юрием Жадобиным

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Scroll Up