Автор: Алесь ГИЗУН

14:47, 3 сентября 2010

Общество

remove_red_eye 118

Осторожно: школа!

Сегодня уже в первый класс приходит меньше половины здоровых детей – 45-47%.  К школьному выпуску полностью здоровыми можно назвать всего 10% подростков.

Девять из десяти

Здоровье наших детей устойчиво ухудшается, что на протяжении нескольких лет подтверждают результаты школьных медицинских осмотров. На этот факт обратила внимание заведующий педиатрическим отделением № 3 УЗ «Барановичская городская детская больница» Людмила Фомина на пресс-конференции по проблемам здоровья школьников 25 августа. По словам специалиста, если в 2005 году здоровыми были признаны 27% барановичских школьников, то в 2009 году этот показатель упал до 22,8%.

По пути из 1-го в  11-й класс число детей, имеющих различные хронические заболевания, увеличивается в пять раз. Половина всех выпускников страдает хроническими заболеваниями, некоторые – двумя-тремя одновременно. Еще 40% имеют те или иные функциональные нарушения. Это ограничивает выбор профессии и может затруднить в будущем создание здоровой семьи.

РЕКЛАМА

Умные и больные

По наблюдениям медиков, чем выше общеобразовательный уровень школы, тем выше заболеваемость ее учеников. Красноречивый пример – нарушение зрения (лидер среди школьных патологий). Если среди учащихся общеобразовательных школ заболеваниями органов зрения страдают 19% учеников, то среди лицеистов и гимназистов – 29,5%. При этом нужно учитывать, что многие современные школьники носят линзы, и проблемы со зрением школьные фельдшеры у них не отмечают.

Поэтому, по словам Людмилы Фоминой, реальная статистика выглядит еще печальнее: близорукостью разной степени тяжести сегодня страдает едва ли не каждый третий белорусский школьник.

Связь между общеобразовательным уровнем школы и здоровьем ее учеников прослеживается и по другим заболеваниям. Так, с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые в статистике «школьнообусловленных» заболеваний традиционно занимают второе место, в Барановичах 1,7% школьников, 2,4% гимназистов и аж 5% лицеистов.

Несмотря на внедрение в барановичских школах разного рода здоровьесберегающих программ, их реализация на практике порой далека от совершенства. Например, по словам Людмилы Фоминой, все школы обеспечены офтальмотренажерами для того, чтобы учителя могли регулярно проводить с учениками комплекс простейших упражнений для глаз. Однако в полной мере эти упражнения выполняются не везде и не всеми педагогами. Особенно в старших классах.

Тревожит медиков и укомплектованность школ мебелью. В конце прошлого года лишь   60% школьников сидели за партами, соответствующими их росту. Отсюда – и расстройства зрения, и сколиозы, с которыми школьную скамью покидают больше 5% выпускников.

Трудности взаимопонимания

Исправить положение, по мнению Людмилы Фоминой, удастся тогда, когда не только врачи, но и педагоги осознают приоритет формирования здорового образа жизни школьников:

«У нас же в образовании сегодня преобладает стрессогенная тактика обучения. О состоянии здоровья детей педагоги заботятся мало. Приоритет отдается преподаванию и контролю усвоения знаний. Дети находятся в постоянном напряжении, и, как результат, сегодня в стране растет количество психических отклонений среди учащихся школ. Хотя как раз школа и должна быть центром по сохранению и укреплению здоровья ребенка».  

Однако, как заявила на пресс-конференции заместитель начальника Управления образования Барановичского горисполкома Мария Светлакова, она категорически не согласна с тем, что основная нагрузка на учащихся приходится на учебный процесс, который отнимает у них здоровье.  По словам Марии Светлаковой, учебный процесс в городе организуется достаточно правильно, что отслеживается администрацией школы.

Проблема же кроется в дисбалансе распределения свободного времени школьников во внеурочное время: родители зачастую не могут правильно организовать отдых и свободное время своих детей, основную массу которого сегодня заняли телевизор и компьютер.

Впрочем, медики также считают, что неумение и нежелание родителей заниматься своими детьми в конечном итоге сказывается на здоровье подрастающих поколений. «Мы часто встречаем недостаточное понимание родителями своей роли в отношении собственных детей, – пояснила Людмила Фомина. – После школьных медосмотров многие ученики направляются в поликлиники для дальнейшего обследования. Но далеко не все родители приводят потом туда своих детей».

Иногда родителям недостает элементарного понимания образовательного потенциала своих чад. Сегодня половина(!) белорусских школьников страдает синдромом вегетативной дисфункции (нарушение жизнедеятельных функций организма), характерными проявлениями которой являются: повышенная утомляемость, слабость, частая головная боль и отсутствие стремления к учебе.

«Такие ученики становятся вялыми и апатичными, что напрямую обусловлено состоянием их здоровья, – пояснила Людмила Фомина. – От них невозможно требовать большего, чем они могут. Им необходима помощь врача, который назначит правильное корригирующее лечение.

А дополнительный образовательный прессинг – как со стороны родителей, так и со стороны педагогов – в отношении таких детей только усугубит положение дел».

Динамика снижения остроты зрения у барановичских школьников

Динамика снижения остроты зрения у барановичских школьников

РЕКЛАМА

 Справка INTEX-PRESS

В 2009 году, в сравнении с предыдущим годом, почти на 40% вырос травматизм учащихся в барановичских школах. Из 132 травм, полученных школьниками в 2009 году, 52% были получены во время школьных перемен, 48% – на уроках. По статистике, самыми травмоопасными уроками являются уроки физкультуры. Среди школьных травм в прошлом году преобладали переломы (30 получены на переменах, 36 – на уроках), ушибы (18+12), раны (9+4), растяжения связок (4+8), закрытые черепно-мозговые травмы (5+1), вывихи (два – на уроках).

Динамика нарушений осанки у барановичских школьников

Динамика нарушений осанки у барановичских школьников

Как правильно кормить школьника

Среди заболеваний, которыми чаще всего сегодня страдают белорусские школьники, болезни органов пищеварения занимают третье место.

Советы родителям по правильному питанию школьников дает врач-валеолог Барановичского ЗЦГиЭ Тамара Жуковская.

 Каждый школьник должен питаться 4-5 раз в день. Наутро родителям не стоит лениться сварить ребенку кашу, приготовить омлет или творог – самые благоприятные и физиологически близкие для организма ребенка блюда.

 В обед школьник должен съесть горячее. Если у него не будет горячего обеда, он заменит полноценное питание вредными чипсами, острыми сухариками или в лучшем случае – булочками из школьного буфета. Питание в буфете можно рассматривать лишь как дополнительное к основному, горячему питанию.
 Правильная культура питания формируется в семье.

Ребенка с ранних лет нужно приучать к тому, что кроме бутербродов он ежедневно должен употреблять горячие блюда и не меньше 300-400 г свежих фруктов или овощей. По возможности лучше вовсе отказаться от быстрой еды в пользу полноценного питания и заменять сахаросодержащие продукты свежими фруктами.

 Поводом обратиться родителям с ребенком к врачу должны послужить не только излишняя худосочность их чада, но и чрезмерная тучность, от которой в последние годы страдает все большее количество белорусских школьников. Возможно, избыточная упитанность ребенка – всего лишь признак гормональных перестроек в его организме. А возможно, и симптом серьезного эндокринного заболевания. Например, сахарного диабета.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up