Новости / Общество

Это моя работа. Лифтер

27.08.2010, 14:40 

Каждый день «заложниками» барановичских лифтов становятся от 10 до 15 человек.

О том, какие эмоции кипят за крепко запертыми дверями, лучше всех знают работники аварийной бригады по ремонту и обслуживанию лифтов участка ОАО «Брестлифт» в Барановичах.

Рассказы про трехчасовые посиделки в лифте, с уверенностью отмечают сотрудники аварийной лифтовой службы,  это только мифы. На самом же деле застрявшие в лифте не должны провести в этом не предназначенном для длительного пребывания месте больше 40 минут. Этого времени аварийной бригаде хватает на то, чтобы прибыть на место и вызволить узников.

Аварийная бригада – это диспетчер, водитель и электромеханик. «В нашей работе очень важно работать слаженно, ведь если кто-нибудь из нас подведет, то пострадают люди… Диспетчер должен принять вызов и успокоить застрявшего, водитель –  как можно быстрее найти нужный дом и подъезд, а электромеханик – выпустить на свободу из металлической кабины заложников сложившихся обстоятельств», – рассказывает Лилия Побегайло, диспетчер с 10-летним стажем. Но Лилии Николаевне, по ее словам, повезло: ее бригада – электромеханик Гарольд Кондратович и водитель Николай Швед – дружная и надежная.

Самые аварийные дни – выходные

Рабочий день сотрудников аварийной бригады начинается в 8 утра и длится сутки, затем два дня отдыха и снова в бой. Диспетчер «аварийки» принимает дежурство в центральном диспетчерском пункте. В трудовой книжке Лилии Николаевны ее должность значится как «лифтер». «Ну не нравится мне это слово – «лифтер», – признается она. – Я считаю, что лифтер – человек, который постоянно находится рядом с  лифтом. Лифтеры есть в гостиницах, они сопровождают пассажиров, включают-отключают лифты. Какой я лифтер? Я лифт вижу только у себя дома. Я диспетчер».

В центральную диспетчерскую стекается информация из остальных диспетчерских пунктов, расположенных в разных районах города. На столе у лифтера Лилии Побегайло три телефона – аварийные стационарный и мобильный и телефон для внутренних разговоров, а также компьютер и журналы, где фиксируются все вызовы и ремонтные работы.

На компьютере мигает разноцветными лампочками автоматизированный пункт контроля 109 лифтов близлежащего Южного района и Военного городка. Лифты в других микрорайонах города под таким же неусыпным контролем еще шести диспетчеров. Напрасно многие думают, что, застряв в лифте, они предоставлены сами себе: диспетчер сразу увидит на экране, что лифт «застрял».

Основная работа сотрудников аварийной бригады наступает после пяти часов вечера, когда электромеханики, занимающиеся ремонтом лифтов и «спасением заложников» на своем участке в определенном районе города, уходят домой. Три человека дежурной аварийной бригады остаются с более чем 600 лифтами нашего города. «Пик звонков приходится на время с 17 до 24 часов, – рассказывает Лилия Побегайло. – Люди возвращаются с работы, дети со школы и застревают».  А по дням недели самыми аварийными являются вечер пятницы и выходные дни.

Лифт не любит пьяных и подростков

Чаще всего узниками лифтов становятся пьяные и подростки, утверждает электромеханик аварийной службы Гарольд Кондратович. Подростки любят побаловаться: прыгают в лифте, бьют ногами по двери. При этом срабатывает система защиты, и лифт останавливается. Если в кабину заходят нетрезвые горожане, кабина начинает шататься. Результат тот же – остановка.

Электромеханик аварийной бригады Гарольд Кондратович вспоминает, что в городских лифтах застревали работники «скорой помощи»,  милиционеры, нерадивые любовники в «неглиже», молодожены, торопившиеся на роспись в ЗАГС, и даже родственники с покойником.

Свой первый выезд на освобождение человека Гарольд Иванович не помнит, так много их было за его 23-летнюю практику, но зато очень хорошо запомнил, как в первый раз в жизни застрял в лифте сам. «Я тогда работал электромехаником в  Северном микрорайоне, – вспоминает Гарольд Иванович. –  Отправился по вызову, отремонтировал лифт, сел в него для контрольной проверки и в этот момент в доме  отключили электричество. Лифт застрял на 9-м этаже. День, люди на работе. Аварийная кнопка вызова без электричества тоже не работала. Просидел несколько часов, пока услышал шаги. Мимо проходила какая-то бабушка. Попросил ее связаться с диспетчерской по ремонту лифтов. Через некоторое время она пришла и сказала, что ей ответили, что в этом доме как раз должен проводить ремонтные работы  электромеханик и что он, наверное, его скоро освободит, поэтому из аварийной лифтовой службы никого решили не присылать… Пришлось бабушке опять звонить в диспетчерскую».

«Диспетчер, мне плохо…»

По словам Лилии Побегайло, все чаще вместо обычных вызовов к ним на аварийную линию стали поступать ложные звонки. Подростки пошутили, что лифт застрял, а сами сбежали. А в бригаде каждый вызов обязаны проверить. Хорошо, если диспетчеру удается связаться с этим лифтом по радиосвязи и проверить, на самом ли деле лифт не работает. Иначе – бригада на выезд.

Горожане жмут на аварийную кнопку и чтобы поздравить с наступающим праздником, и даже чтобы познакомиться с диспетчером.

Зачастую, чтобы ускорить освобождение из злополучной кабины, наши горожане врут диспетчеру аварийной бригады. Недавно молодые люди сообщили, что застряли в лифте в Южном и одному из них стало плохо, попросили, чтобы их быстрее освободили. Бригада срочно выехала на место, а оказалось, что нетрезвые парни занесли в лифт огромный холодильник, двери кабины закрылись, а лифт застрял между этажами.
«Я даже составил среднестатистический портрет человека, который застревает в лифте: это беременная женщина или женщина, у которой дома остались грудные дети, человек, которому стало плохо, или опаздывающий на поезд», – шутит электромеханик аварийной бригады.

Порой случается, что бригада приезжает на вызов на освобождение, а там никого уже нет. «Не думайте, нам не обидно. Хорошо, что свет, например, вовремя дали, и лифт заработал или человек освободился сам по какой-либо причине,– рассуждает водитель аварийной бригады Николай Швед. – Просто времени потраченного жалко, ведь мы могли бы освободить еще кого-то за это время».

Умный, но безобидный транспорт

По мнению Гарольда Кондратовича, лифт – один из самых безопасных видов транспорта. «Это только в американских фильмах показывают, что трос может оборваться или человек в шахту упасть, – говорит электромеханик. – На самом деле лифт так устроен, что этого случиться просто не может. Даже новые электронные кабины хоть и «умные», но безобидные».

Состояние барановичских лифтов сотрудники аварийной бригады оценили на «хорошо». «До заграничных экземпляров нам еще, конечно, далеко, и по скорости, и по дизайну – отмечает Гарольд Кондратович. – Но один только факт, что за 23 года моей работы в барановичских лифтах не было ни одного несчастного случая, думаю, говорит о многом».

При пользовании этим вертикальным видом транспорта для горожан есть несколько обязательных «нельзя». Так, в кабине нельзя баловаться, нажимать на все кнопки во время движения, нельзя помогать открывать-закрывать двери, нельзя прыгать. В лифт запрещено заходить с собаками (кроме ручных экземпляров), а также ездить дошколятам без сопровождения взрослых.

По мнению сотрудников аварийной бригады в 90 процентах случаев поломка или остановка вертикального транспорта происходит по вине горожан. Удивляет, по словам Гарольда Кондратовича, когда в лифт вместо положенных четырех набивается 6-8 человек. Такая перегрузка очень часто приводит к «зависанию».
Иногда люди пытаются сэкономить несколько минут, спускаясь не по лестнице, а на лифте, и в результате теряют драгоценное время. Случай, когда хозяйка, выскочившая к соседке на этаж ниже за солью и застрявшая в лифте, – не такой уж редкий для нашего города. «Как-то возникла ситуация, когда позвонил мужчина, застрявший в лифте в Северном микрорайоне в три часа ночи, и попросил поторопиться, потому что он на поезд опаздывает. Уточнил, с какого этажа он ехал: оказывается – со второго на первый спускался», – вспоминает электромеханик аварийной бригады.

Помимо человеческого фактора, причиной остановки могут стать и механические неполадки. Так, летняя жара добавила механикам работы. По словам Гарольда Кондратовича, по нормам эксплуатации температура в лифте не должна превышать 25 градусов, а нынешним летом в машинных лифтовых помещениях, расположенных на чердаках домов, столбик термометра порой поднимался до 50 градусов. Не любит лифт и холодных температур.

Благодарность – редкая награда

 «Никогда не бывает скучным дежурство в новогоднюю ночь,– рассказывает  Гарольд Кондратович. – В этом году до двенадцати все было тихо. А уже через три минуты после боя курантов в диспетчерскую поступил первый звонок: горожане поехали запускать фейерверк и застряли.

Всего за ту ночь было 17 вызовов и столько радости от освобождения увидели. Если бы мы брали с собой книгу отзывов, то   горожане ее всю исписали бы благодарностями». Однако, по словам сотрудников аварийной службы по ремонту лифтов, обычно застрявшие редко благодарят своих освободителей. Ответ на вопрос, почему так происходит, сотрудники аварийной службы пока не нашли. «Другой раз начинаешь освобождать людей, а они, особенно пьяные, вместо благодарности лезут драться, – рассказывает Гарольд Кондратович.– Один говорит «спасибо», а другой норовит дать в глаз».

Поэтому, если работники аварийной службы (а по технике безопасности они обязаны приходить на вызов по двое) слышат, что застрявшие буянят, они вызывают наряд милиции. «Бывает, человек просто уходит, не сказав ни слова, даже не поблагодарив. Другой выругается, третий закричит: я вашему начальнику позвоню.

А лифту ведь без разницы, начальник в него сел или простой рабочий, –  пожимает плечами водитель-электромеханик. –  И нам без разницы. Нам дали заявку – мы поехали освобождать. Главное – сделать это быстро, качественно и в срок».

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @IntexPress_Bot.
Поделиться: