Автор: Алесь ГИЗУН

14:54, 20 августа 2010

Общество

remove_red_eye 351

Это моя работа. Дежурный по переезду

«Сегодня кругом все куда-то спешат. Люди стали более раздражительными, им все сложнее ждать. Но вряд ли пара сэкономленных минут поможет что-то решить в жизни. Торопиться нельзя, иначе можно не успеть».

Из-за плиты – на переезд

Среди дежурных по переезду в Барановичах в основном женщины.  Одна из них – Людмила Плескацевич, которая пять лет назад решила сменить поварской фартук на жилетку железнодорожника и после двадцати лет работы в столовой перешла работать на железнодорожный переезд.

По ее мнению, работа дежурного по переезду идеально подходит для женщин, даже несмотря на все связанные с ней трудности. Но подходит лишь для тех женщин, у кого здоровье тоже идеальное.
Людмила Плескацевич не жалеет, что рассталась когда-то с поварской рутиной. С новым графиком работы стало больше свободного времени: день работаешь, ночь отдыхаешь, вторые сутки – наоборот, и затем двое суток отдыха. Есть время и личные дела решить, и по дому управиться. Заработок тоже стал больше, но стало больше и ответственности.

РЕКЛАМА

«Я полностью осознала, что работаю на новом месте, тогда, когда регулярно стала приходить со смены домой с раскалывающейся от боли головой, – признается Людмила Плескацевич. – Ведь гудящий поток транспорта через переезд не прекращается круглые сутки: с одной стороны – машины, с другой – поезда. К постоянному шуму и напряжению привыкнуть было сложнее всего. Пришлось просто настроить себя… Хотя к концу смены усталость все же сказывается на организме, несмотря на все мои установки».

12 часов на перекрестке

На каждом переезде – свои особенности и своя специфика работы. Например, через переезд по ул. Кирова, расположенный на основном, минском направлении, пассажирские и грузовые поезда идут практически непрерывно, поэтому дежурство там проходит в постоянном напряжении. На переезде по Слонимскому шоссе поток и поездов, и автотранспорта довольно умеренный. Но вот дежурить там по ночам жутковато, ведь место расположено уже практически за городом, недалеко от леса. Молодые работники выдерживают не все: приходят работать, но вскоре уходят, так и не поборов собственного страха.

На переезде по ул. Пролетарской, где работает Людмила Плескацевич, поезда ходят не так часто (направление на Лиду и страны Прибалтики), но поток машин здесь едва не самый интенсивный в городе: к железному полотну подходят пять автомобильных дорог.

«Казалось бы, поезда здесь ходят не так часто, как у моих коллег, но иногда бывали дни,  когда за смену в здание переезда я почти не заходила, – рассказывает Людмила Плескацевич. – Ведь я должна не только встретить и проводить каждый поезд, стоя с желтым флажком на посту, но и дождаться, пока не разъедутся все скопившиеся автомобили. Иногда не успеет проезд более-менее освободиться, как уже звучит новый сигнал и шлагбаум опять опускается».

Следить, чтобы переезд был свободным перед движущимся поездом, и обеспечивать безопасность движения всего транспорта – прописано в самом начале   рабочей инструкции дежурного по переезду.

И для ее совершенного выполнения созданы все условия… В здании переезда нет городского телефона (не положено, иначе будет отвлекать от работы) и минимум мебели (стул, стол да гардеробный шкаф), точного обеденного времени нет, никуда отлучаться нельзя. Читать книги в свободные минуты тоже не положено.
Конечно, ночью свободного времени бывает больше. Но ведь надо еще поддерживать порядок на переезде и на расстоянии 50-ти метров в обе стороны от него. Постоянно нужно идеально чистить желоба (место, где рельсы проходят через автодорогу) от мусора, а зимой – и от снега. И чего только не «сеют» водители на переездах: от кухонных ножей и связок ключей до машинных бамперов.

«Но особенно трудно приходится в снежные зимы: город спит, а мы убираем лопатами снег», – признается наша собеседница.

Рабочая смена дежурного по переезду длится 12 часов. В это время при необходимости он может связываться по внутренней радиосвязи с дежурным по железнодорожной станции или непосредственно с машинистом, если заметит, например, что груз просыпается из вагона или у поезда какие-то неполадки.
«Поскольку на переезде я все время нахожусь одна, перед сменой я должна чувствовать себя безупречно, ведь рядом никого нет, – признается Людмила Плескацевич. – В противном случае лучше не рисковать, подмениться с коллегой и в этот день на работу не выходить».

Одни торопятся, другие засыпают

Казалось бы, проехать на машине переезд – проще простого. Но как раз водители и создают здесь большинство проблем. Между тем, как отмечает Людмила Плескацевич, если бы автолюбители просто соблюдали существующие правила дорожного движения, большая часть этих проблем отпала бы сама по себе.

«Вот в правилах указано, что начинать движение после открытия переезда можно только тогда, когда шлагбаум полностью поднимется, приняв вертикальное положение, – разъясняет Людмила Плескацевич. – На самом деле редкий водитель дожидается этого. И если следующий сигнал о приближении поезда подается еще до того, как шлагбаум полностью поднялся после предыдущего сигнала, шлагбаум резко падает вниз и, конечно же, повреждает машину».

Особо торопливые водители часто оказываются под шлагбаумом, когда тот уже начал опускаться. Большинство из них в подобных ситуациях теряются и не знают, что делать. «Ну, если уж выскочил на переезд, так проезжай, чего уж там…– советует Людмила Плескацевич. – А многие до сих пор не знают, что шлагбаум закрывается автоматически, а не по прихоти дежурного по переезду,  перекладывают вину на нас, если вдруг показалось, что шлагбаум опустился невовремя».

По ночам, вспоминает Людмила Плескацевич, некоторых водителей,  наоборот, приходится будить: «Смотришь – поезд прошел, других машин нет, а одна машина как стояла, так и стоит перед переездом. Подходишь – так и есть: водитель спит… Разбудишь его – скажет «ой, спасибо» и поедет дальше».

Каждый рискует   по-своему

К сожалению, пешеходы, то есть и мы с вами, порой демонстрируют на железнодорожных переездах свою безграмотность, как и автолюбители. Причем делает это каждый по-своему. Меломаны расхаживают перед носами идущих поездов в наушниках, пьяные мечутся на путях, а молодежь и вовсе балует, как вздумается: то на шлагбауме повиснет, то молиться на рельсах начнет…

«Балуют, балуют да быстро и перестают, как только поезд завидят вдалеке, – говорит Людмила Плескацевич. – Тогда и отгонять не нужно. Сами боятся».

РЕКЛАМА

Одна молодая девушка как-то так заслушалась музыкой, что не слышала ни приближающегося поезда, ни криков Людмилы Плескацевич, которая  бросилась к ней на другую сторону дороги, чтобы пробудить от музыкальной летаргии. Девушка «очнулась», когда уже перешла переезд и сообразила, чем она рисковала. «Думаю, адреналин тогда повысился у нас обеих», – вспоминает Людмила Плескацевич.

За неполные пять лет работы на переезде смертей на рельсах нашей собеседнице, слава Богу, видеть не доводилось. А вот ее коллегам случалось.

По словам Людмилы Плескацевич, самая опасная для пешеходов ситуация на переезде – так называемое «скрещение», когда не успел пройти один поезд, как навстречу ему движется другой, которого пешеход не видит. Для человека, пропустившего один поезд и потерявшего бдительность, подобная ситуация оборачивается бедой. 

Все спешат

Проходя или проезжая мимо здания переезда, люди часто обращаются за помощью к дежурному: спрашивают дорогу, особенно к электросетям, просят чего-нибудь по мелочи: воды выпить или спичек, чтобы закурить, а то и мобильный телефон… А одной бабульке как-то плохо стало. Старушка приехала из Минска в Барановичи к детям в гости и не дошла пару сотен метров до нужного адреса по Промышленной. Людмила Плескацевич пригласила ее к себе, дала таблетку, напоила чаем, а потом и отвела к детям: благо  смена скоро закончилась.

«Если человек внушает доверие, то почему бы ему не помочь, – говорит наша собеседница. – Другое дело – пьяные. С ними мы стараемся разговаривать только через окно, особенно ночью…»

Поможешь другим – и тебе вернется. Людмила Плескацевич уже привыкла, что на праздники ее поздравляют совершенно незнакомые люди. Поздравляют с Днем железнодорожника, с Новым годом…

 «В свою первую новогоднюю ночь на посту переживала, что будет неспокойно, – вспоминает Людмила Плескацевич. – Но все прошло спокойно, молодежь гуляла до утра, кругом сверкали фейерверки – праздник чувствовался во всем».  

По ее наблюдениям, тогда было даже непривычно – никто никуда не спешил, все праздновали Новый год.
«Сегодня ведь у всех дела, все куда-то спешат, – умозаключает Людмила Плескацевич. – С каждым годом машин в городе становится все больше – наверное, лучше жить стали.

Но спешки тоже стало больше. И я замечаю, люди стали более раздражительные, им все сложнее ждать. Но вряд ли пару сэкономленных минут что-то помогут решить в жизни. Торопиться нельзя, иначе можно не успеть».

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up