Новости / Культура

Это моя работа. Киномеханик

5.08.2010, 15:37 / remove_red_eye 306 / chat_bubble

Комедия или драма, фильм ужасов или боевик – какой бы фильм вы ни выбрали для просмотра в кинотеатре, вам не обойтись без человека, который во время киносеанса будет постоянно находиться  за вашей спиной, что называется, по другую сторону кадра. Этот человек – киномеханик.

В барановичском кинотеатре «Октябрь» таких людей двое. Причем один из этих двоих –  представительница прекрасной половины человечества Галина Романова – согласилась ввести «IP» в свою профессию.

Выгодный обмен

Галина Романова, киномеханик 1 категории кинотеатра «Октябрь», работает по профессии уже около 30 лет. В детстве она постоянно «крутилась» возле местного киномеханика тети Вали, когда та привозила фильмы к ним в деревню Липск Ляховичского района. Именно тогда, в детстве, кино и стало ее страстью. «Я выжидала, когда наша курица снесет яйца, без спросу их хватала и бегом бежала в магазин, сдавала их – и все заработанные деньги тратила на билеты на кино в местном клубе,– вспоминает Галина. – В магазине, бывало, так хотелось сладостей купить, но я всегда выбирала поход в кино».

РЕКЛАМА

Надо быть спокойным и упрямым

В 15 лет Галина Романова решила идти учиться на киномеханика. Мама не хотела отпускать дочь в незнакомый город Добруш, но Галина уговорила ее. Киномеханик со стажем Галина Романова очень хорошо помнит свой первый фильм, который демонстрировала зрителям без чьей-либо опеки в 18 лет. Это было на практике в одной из деревень Гомельской области. На сеанс привезли индийский фильм. Собрался полный зал. «Я так волновалась, вся мокрая была от страха, – восстанавливает по памяти события того дня Галина. – Приехала за несколько часов до сеанса, десять раз проверила готовность аппаратуры».

Вначале все шло хорошо, но за полчаса до окончания сеанса вдруг  фильм остановился. «Я все ждала, что глядя в сторону моей аппаратной  люди закричат «сапожница», «неумеха»…И я разрыдалась…» – рассказала Галина.

После этого случая молодой стажер поняла, что в ее работе нужно быть всегда спокойной и уверенной. «Аппаратура – хоть и железная, но очень чувствует человека. Если ты не уверен в ней, то она легко даст сбой. Если ты «железо» не любишь, то и ответ с его стороны будет такой же – нелюбовь», – считает Галина Романова.

Искусство на колесах

Окончив Добрушское училище, выйдя замуж  и поработав немного в Гомельской области, Галина приняла решение переехать поближе к дому. Ее выбор пал на Барановичи, где в то время жила ее тетя. Сначала молодой киномеханик работала в районной киносети на турбазе «Лесное озеро», а когда появилась возможность устроиться в город,   перешла на работу в кинотеатр «Октябрь».

В главном на тот момент барановичском кинотеатре работало 14 киномехаников, ей же предложили работу «на выезде». «У меня были маленькие дети, а «на выезде» тогда можно было неплохо заработать, поэтому я не отказывалась ни от какой работы – показывала фильмы в детских садах, в комендатуре, в общежитиях и даже в тюрьме. И везде меня встречали как близкого человека», – рассказывает Галина.

Ездила она так: в кинотеатре в ящик ей паковали кинопроектор, экран, усилитель и несколько колонок. В штате кинотеатра тогда работал водитель, который доставлял «выездных» киномехаников на место, помогал перенести оборудование. Сеанс стоил 20-30 копеек, и люди с удовольствием шли в кино. «Мне все равно для одного человека показывать кино или для сотни. Главное – чтобы сеанс прошел без запинки, ведь в этом и есть цель моей работы, – отмечает Галина.– Хотя, конечно, приятно, когда у нас в кинотеатре аншлаги».

Кино начинается с техники

«Я очень люблю свою работу, – признается Галина и тут же добавляет. – Если бы не любила, не переживала за каждый отдельный сеанс – не смогла бы работать по профессии столько лет».

Обычный день киномеханика начинается в 10 утра. Если в кинотеатр привозят новый фильм, то киномеханик обязательно должен проверить фильмокопию. Подготовка фильмокопии к демонстрации включает обязательный просмотр самого первого сеанса, чтобы отследить возможный брак пленки.

«Фильмокопия – очень дорогая штука, поэтому, принимая новый фильм, нужно быть очень внимательным и осторожным. Необходимо не допустить всяческих повреждений пленки, длина которой составляет более 3 км. Именно столько занимает один фильм», – отметила Галина.

Вся работающая аппаратура (не только киноустановка) требует постоянного контроля. По словам Галины Романовой, киномеханик должен не только владеть технологией склеивания и перемотки пленки, он несет ответственность за безопасность зрителей. В общем, во время сеанса киномеханик – главный человек не только в аппаратной, но и в зрительном зале.

Сегодняшнее оборудование, считает Галина, существенно отличается от старого советского. Так, намного удобнее в кинотеатре стало работать после того, как несколько лет назад в зале установили новую систему звука – «Долби».

 «Раньше  в кинотеатре были сложности с установкой звука: его истинную громкость можно было определить только находясь в самом кинозале. Теперь все наши действия отражены на экране новой аппаратуры», – рассказала Галина.

Искусство не горит…оно плавится и взрывается

Еще десять лет назад технология показа фильма требовала от киномеханика постоянного напряженного внимания.  Теснота, духота и угроза пожара, которые были в советских киноаппаратных, – для сегодняшних киномехаников уже кажутся вымыслом. Но даже теперь, когда процесс показа фильма автоматизирован, а киноаппаратные представляют собой просторные уютные комнаты, в работе киномеханика остаются сложности.

РЕКЛАМА

Самую главную опасность в работе представляет ксеноновая лампа, которая используется в кинопроекторе. «Был обычный сеанс, я сидела на стуле и наблюдала за тем, что происходит на экране в зале, все было тихо и спокойно и вдруг –  взрыв, – вспоминает Галина. – От неожиданности я даже со стула свалилась, так было страшно». От перепада напряжения лампа не выдержала и взорвалась. Благо от внешнего мира лампа была защищена плотным металлическим кожухом, поэтому вреда такой «взрыв» никому не причинил.

Но подобный случай был единичным за все время работы женщины-киномеханика.
Также Галина Романова рассказала, что у нее бывали случаи, когда  в кинопроекторе начинала плавиться пленка. Тогда, по словам Галины, приходится аккуратно вырезать кусочек пленки и подклеивать ее так, чтобы зритель не заметил изменений на экране.

«В такие моменты нужно быть очень собранной и как можно быстрее устранить неполадку, – отмечает Галина. – Это сейчас я уже настолько наловчилась, что понимаю уже на слух, что что-то во время сеанса идет не так».

30 тысяч сеансов

За свою жизнь Галина Романова  пересмотрела свыше тысячи фильмов, организовала демонстрацию более 30 тысяч сеансов.

Неудивительно, наверное, что дома она предпочитает смотреть по телевизору только новости. «Нет, я по-прежнему очень люблю кино, но кино – то, старое, советское. Просто от него прямо-таки веет добротой, а нынешние фильмы – насилие, жестокость, убийства… – нет, это не кино», – размышляет вслух Галина Романова.

В списке ее любимых фильмов – «Свадьба в Малиновке», «Белые росы», «Спортлото 82». «Эти фильмы – вечны, их любили и будут любить всегда, а кто через десять лет вспомнит «Даст ист фантастиш»?» – задается вопросом киномеханик со стажем.

Радует, что нынешние дети пока не утратили чувства прекрасного и их души не зачерствели.  Так, по словам Галины Романовны, недавно в кинотеатре показывали детский фильм «Девочка ищет отца». Этому фильму исполнилось уже 50 лет. Но когда ее внучка вместе с другом выходила с показа, то они наперебой твердили: «Какой классный фильм». А ведь этот фильм еще сама Галина в детстве смотрела. «Вот в этом сила кинематографа – удивлять, нести вечные ценности. А нынешнее кино меня уже ничем не удивляет», – грустно отметила Галина Романова.

Где можно получить профессию киномеханика:

В Минском государственном профессионально-техническом колледже сферы обслуживания на базе неполного среднего образования, срок обучения – 2 года 10 мес.

Личные качества:

Киномеханик должен в первую очередь иметь склонность к технической деятельности и быть готов работать без естественного освещения. Другое важное качество – усидчивость (во время показа фильма нельзя покидать аппаратную). Кроме того, работа требует умения реагировать оперативно: внештатные ситуации, возникающие во время сеанса, должны устраняться в считанные секунды. Способствовать успеху в работе будут трудолюбие, организованность, помехоустойчивость (сохранение работоспособности в условиях шума работающего аппарата).

Заработная плата:

В Барановичах рядовой киномеханик получает от 400 тысяч рублей.

Карьерная лестница:

Стажер – киномеханик 3 категории – киномеханик 2 категории – киномеханик 1 категории – инженер по эксплуатации кинооборудования.

Медицинские противопоказания:

Выбирая профессию киномеханика, следует знать, что она противопоказана при заболеваниях органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и тяжелых формах сердечно-сосудистых заболеваний.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up