Автор: Тамара Савич

11:47, 30 июля 2010

Общество

remove_red_eye 515

Это моя работа. Осмотрщик-ремонтник

Не знаю, как вам дорогие читатели, а мне нравятся ночные поездки по  железной дороге.  Когда в вагоне стихают пьяные песни попутчиков, когда смолкают дорожные  разговоры и двери в тамбур хлопают все реже, ты наконец-то можешь услышать дорогу: убаюкивающий стук колес с перерывами на короткие и длинные остановки, тихие объявления станции и гулкие и не всегда понятные перестуки по колесам осмотрщиков вагонов перед отправлением составов в путь.

Меня всегда удивляли их пружинистая походка и сосредоточенные движения, поэтому, когда  накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника – мне было дано задание подготовить материал о работниках стальных магистралей, я сразу решила написать  о людях  такой незаметной, но, как  оказалось, очень необходимой профессии осмотрщика вагонов.

А познакомить читателей  «IP» с профессией любезно согласился осмотрщик вагонов вагонного депо г. Барановичи Виктор Глобуз.

*  *  *

Виктор Викторович познакомился с железной дорогой по совету  родственника. «У нас работа хоть и тяжелая, но в принципе платят хорошо, приходи, зачем тебе тот колхоз? Разве со  своим заработком семью ты прокормишь?  – сказал тогда родственник двадцатилетнему Вите, который работал водителем в колхозе родной деревни Корени Ляховичского района.

РЕКЛАМА

Бросить все и вот так, с ходу, перебраться в город, где нет своего угла,  – непростое решение, однако Витя все же решился на переезд и устроился на железную дорогу. Виктор не скрывает, что первоначально единственной причиной смены профессии были деньги – вернее, их постоянная нехватка. Надо было кормить семью, ставить на ноги сына и дочку. И деньги  молодой семье были ой как нужны. «Платили на дороге хорошо, 160-170 рублей в месяц. Для сравнения, за 360 рублей тогда можно было купить холодильник», — рассказывает Виктор.

Однако вскоре он прикипел душой к «железке»  и с удовольствием стал вникать в «хитрости» работы осмотрщика-ремонтника. Оказывается, профессия осмотрщик и ремонтник вагонов по возрасту не уступает профессии машинист или проводник и появилась с возникновением самой железной дороги. И не так уж важно, пассажирский поезд или грузовой прибывает на станцию, все они во власти осмотрщиков вагонов, которые, по сути, дают поезду разрешающий сигнал на отправление.

Сегодня Виктор Глобуз с особенной теплотой вспоминает своих бывших коллег, от которых и набрался опыта «обращения» с поездами: «Многих,  с кем я работал в самом начале, тех,  кто, по сути,  и  дал стимул развиваться в профессии, уже нет на  этом свете, однако их опыт, их уроки и чувство локтя помню до сих пор. На железной дороге, да и вообще в жизни, без этого чувства товарищества, по-моему, никак нельзя».
На что смотрит осмотрщик

До того, как поезд прибудет на станцию, диспетчер получает предварительную информацию  о прибывающем составе и бригада осмотрщиков выходит в «поле». Казалось бы, стоит на платформе осмотрщик-ремонтник да слушает-встречает прибывающие поезда. Свежий воздух, летом вообще красота… Но именно в этот момент у осмотрщика и наступает одна из самых ответственных частей работы: он слушает и слышит, как работают на подходе к станции вагоны, как тормозят. Примерно 90% неисправностей – навары на колесной паре, разрушающаяся роликовая букса, перегревшиеся оси,  определяются с ходу, на слух. Цена пропущенного дефекта слишком велика – недосмотренное колесо может пойти юзом и поезд сойдет с рельсов.

«Однажды в Погорельцах из-за единственной пропущенной минскими осмотрщиками неисправной детали товарный поезд потерпел крушение. Мало того, падая, он еще  и зацепил состав, стоящий на соседнем пути, – вспоминает Виктор аварию. – Это большое счастье, что никто не пострадал, но движение на железной дороге  парализовало на несколько часов, были повреждены рельсы. Страшно представить, если бы на месте товарняка оказался пассажирский поезд».

Поезд осматривают сразу несколько человек – два осмотрщика становятся с головы поезда, два с хвоста и двигаются к середине поезда. Между станциями чего только не может случиться, товарняки двигаются на большой скорости, детали повреждаются в пути, нагреваются оси, повреждаются сцепления вагонов. Осмотрщики же визуально и на слух должны выявить неисправные места в вагонах, дребезжание плохо закрепленных деталей, заклиненные колесные пары, проверяют тормозную систему вагонов.  Обнаруженные неисправности осмотрщики тут же на месте стараются устранить. Если же устранить неисправность по какой-то причине невозможно – к примеру, груз дал течь,  а залатать его без перегрузки невозможно, тогда на вагоне ставится меловая отметка «больной»,  и вагон отправляется на «лечение».
На работу осмотрщиков поезда каждый раз дается определенная гарантия безопасного движение по участку –  гарантия того, что поезд, к примеру, от нашего города    до Орши дойдет без проволочек и нигде по пути его осматривать повторно не будут.

Кстати, в среднем за 12-часовую смену, по словам Виктора Глобуза, они успевают осмотреть более 25 поездов, а это более 700 вагонов. По словам Виктора, 25 поездов за смену – не предел: бывают дни, когда они осматривают до 40 поездов за 12 часов – тогда и присесть нет возможности.
После  осмотра работники производят опробование тормозов от локомотива и сокращенное опробование электропневматических тормозов: если в пути произойдет отцепление вагонов – при исправной тормозной системе они автоматически останавливаются. Вот почему при короткой стоянке поезда – 3 минуты или 10 минут, когда на полный осмотр поезда нет времени, осмотрщики проверяют лишь те вагоны, что успели, но всегда начинают «с хвоста».

Чтобы и машинисту, и осмотрщику было проще «общаться» на расстоянии, используется определенная система подачи сигналов: «Помните, пионеры подавали сигналы галстуками – так и мы подаем сигналы рукой или фонарем, машинист, увидев наши сигналы, «отзывается» звуковыми сигналами «понял», – объясняет работник.

Работают бригады днем и ночью. Несмотря на то, что в темноте работать сложнее  и рискованнее – «выходишь из помещения и даешь себе две-три минуты, чтобы привыкнуть к темноте и сориентироваться, где находится состав», – сейчас Виктор даже рад ночным сменам: днем слишком жарко.

Кого не возьмут в ремонтники

Нарушение слуха, хронические заболевания внутренних органов, сахарный диабет, чуть сниженное зрение или неточный глазомер —  и в осмотрщики вагонов дорога закрыта. По словам Виктора, осмотрщик должен быть физически закаленным, выносливым и ловким человеком.

Не жалуют на «железке»   и любителей зеленого змия: «Из-за них может встать вся работа, кто-то покалечится, – объясняет Виктор.  – Есть у нас шайтан-труба, дуем мы в нее с утра», – так шутливо – в рифму осмотрщик называет медосвидетельствование.

Кроме исключительного здоровья, осмотрщик вагона должен быть развитым, сообразительным и готовым найти решение в сложных ситуациях.

Что такое ТБ

Техника безопасности для каждого осмотрщика-ремонтника, да и для каждого железнодорожника – далеко не пустые слова и от соблюдения ее не отмахиваются – чревато последствиями. К примеру, в Барановичах некоторые пути  электрифицированы – «электричество» идет по верху и к таким проводам нельзя приближаться ближе, чем на два метра – электрическая дуга мощностью в 2000 вольт не оставляет шанса выжить. Поэтому к ней нельзя приближаться, ремонтировать, однако бывают печальные исключения. На памяти Виктора произошло три таких несчастных  случая. Один раз электрическим током поразило проводника, другой раз солдата, третий раз машиниста. «Зрелище ужасное. Человека такая мощная электрическая дуга убивает не сразу – муки, боль, страшнейшие ожоги тела, кожа разваливается на глазах – спасти в этом случает человека практически нельзя. К примеру, проводника, которого ударило током, мы даже не успели донести до скорой».

Таких случаев на памяти Виктора множество. Железнодорожники знают эти правила и никогда их не нарушают – знают о последствиях, которые зачастую печальны. А вот пассажирам иногда нелишне будет напомнить о правилах поведения на железной дороге, пассажиры все ведь нетерпеливые, так и норовят проскочить, перебежать или перелезть, за что часто расплачиваются здоровьем или жизнью.

Кстати, железнодорожники – одни из самых примерных на железной дороге: они не будут ходить по путям или перебегать дорогу перед движущимся составом. «Мы знаем, чем это может обернуться, а обычные люди всегда надеются на авось», – констатирует Виктор. Благодаря личной ответственности самих работников железной дороги, по  словам Виктора, такие случаи, к счастью,  редки. Как после таких случаев не стать дисциплинированным.  

РЕКЛАМА

У осмотрщиков есть много «нельзя»: нельзя находиться между двумя путями, по которых одновременно друг напротив другу безостановочно следуют поезда. «Если уж и застрял в этом месте – надо присесть на корточки – тогда воздушный поток бросит тебя на землю и не затянет под вагон. Такие ситуации случаются у нас на станции «Барановичи-Центральные»  – там товарняки просто «летают»,  – рассказывает осмотрщик.

Еще во время осмотра вагонов нельзя курить: заметят – штраф самое легкое наказание. Провинишься несколько раз – оправят на пересдачу профессионального экзамена, а не сдашь – тогда и на «железке» тебе не место.

Где учат профессии

– Минский профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта;

 – Брестское ПТУ № 27 железнодорожного транспорта;

– Гомельский колледж железнодорожного транспорта.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up