Автор: Наталья СЕМЕНОВИЧ

15:00, 29 июля 2010

Культура

remove_red_eye 88

Куклы – серьезное занятие

Свой дом 68-летняя жительница д. Полонечка превратила в сказочное царство. Здесь встретишь и рыцаря в доспехах, охраняющего прекрасную даму, и корягу-черта у ворот, и каменного крокодила, затаившегося в траве. Но самое удивительное в этом доме (кроме его хозяйки, конечно) – это куклы.

Лидия Павловна Климова десять лет назад сменила городскую жизнь на сельскую – переехала из г. Барановичи в  д. Полонечка и… удивила местных жителей. И тем, что пустырь возле дома в короткие сроки превратила в зеленый сад, и тем, что собрала в окрестностях  разные камни, а также  тем, что увлекается необычным занятием – шьет кукол.

Узнав об этой мастерице из письма, пришедшего в редакцию «IP», корреспондент напросилась к Лидии Павловне в гости, чтобы самой познакомиться с необычной женщиной.

«Смеялись, что в десятом классе в куклы играю»

РЕКЛАМА

Лидия Климова росла в многодетной семье военнослужащего: у родителей было семеро детей, и маленькая Лилия (родные называли ее именно так) была четвертым ребенком.

Воспоминания о детстве  Лидии Павловны в первую очередь связаны со стрекотом  швейной машинки, за которой сидела мама. «У нее были  прекрасный вкус и фантазия. Даже самые простые маечка или трусики в мамином исполнении превращались в необычные, как сейчас бы сказали, эксклюзивные вещи: там она карманчик нашьет, тут – рюшечки пустит, – рассказывает женщина. – Этот вкус и умение создавать красоту из «ничего», наверное, и передались мне».

А еще мама шила для своих дочерей кукол (купить игрушки  в конце 40-х – начале 50-х прошлого столетия было трудно, да и родители Лидии Павловны не могли себе этого позволить), а  Лидия наряжала их – делала наряды из оставшихся кусочков ткани.

«Я не просто шила им кофточки-юбочки-платьица, чтобы они были красивыми и нравились моим младшим сестренкам. Главное, куклы были героями моих небольших постановок: я придумывала какой-то сюжет и «открывала» кукольный театр на дому, – вспоминает пенсионерка. – Мне это занятие очень нравилось, и все школьные годы я наряжала кукол и развлекала младших. Посмотреть на мои домашние представления приходили даже соседские ребятишки. Правда, некоторые мои одноклассницы смеялись, что я и в десятом классе все еще в куклы играю».

А она не играла, куклы были для нее серьезным увлечением, которым Лидия мечтала заняться профессионально. После школы она собиралась поступать в художественное училище. Однако жизнь распорядилась по-своему.

«Я боялась, что не поступлю, да и денег в семье было мало. Поэтому после школы устроилась на работу в штаб военной части, где служил отец, – признается Лидия Павловна и с грустью приговаривает. – Пошла не по своей дороге. Все-таки надо было поступать…»

О детском увлечении вспомнила на пенсии

После выхода на пенсию  Лидия Павловна с мужем переехала жить в д. Полонечка. Купили дом, завели хозяйство, стали потихоньку обустраиваться. «Здесь были  только дом, хозяйские постройки и… пустырь. Для меня это было непривычно: как это – жить в деревне и не посадить  ни одного деревца или кустика! – рассказывает женщина, показывая свое хозяйство. – За год нам удалось превратить эту пустыню в зеленый уголок: я едва не за «уши» тащила высаженные на участке растения и просила их расти побыстрее».

А вскоре Лидия Павловна вспомнила и о своем детском увлечении – куклах. Напомнила о них статья в журнале, который случайно попал в руки. В статье женщина-художница рассказывала о том, как она делает куклы. Были там и выкройки, и схемы, и советы начинающим «кукольщикам». 

«Я почитала, посмотрела – так это же совсем просто. Решила попробовать. Получилось. Но ведь кукла, как и человек, не может жить в одиночестве – ей компания нужна. Так друг за дружкой стали появляться Аленушка, Иванушка, прекрасные дамы и их кавалеры. Увлеклась настолько, что это занятие стало для меня настоящей отдушиной», – с улыбкой признается Лидия Климова.

Первых кукол женщина вязала из ниток, а потом из кусочков ткани шила для них одежду. Так появилась целая композиция, которую Лидия Павловна назвала «У рулетки». Тут и нарядные дамы в элегантных шляпках, и джентльмены в строгих костюмах, и усатый гусар в парадной форме, и лакей с блюдом. И пусть их костюмы – не точная копия, не столь полное воспроизведение нарядов прошлых лет, не восхищаться этими куклами просто невозможно. Каждый стежок, каждая бусинка, каждая деталь – продуманы. И у каждой куклы – свой характер.

«Начинаю всегда с головы, и, кажется, делаешь все по одной схеме – форма одна и та же, стежки, которыми «вырисовываешь» глаза  и рот, одинаковые – а в итоге лица у всех кукол разные, непохожие, – делится рукодельница. – Но все, как и я, веселые и жизнерадостные. Кукол с грустным лицом у меня не найдете».

Затем появились куклы-елочные игрушки. Идею их создания также подсказал журнал. Правда, там они, по словам Лидии Павловны, были уж очень простыми. Пришлось кое-что усовершенствовать, и теперь эти куклы, среди которых Дед Мороз, Снегурочка, царевич, принцесса – всего более десятка – самые любимые новогодние украшения.  

Пару лет назад о необычном увлечении и мастерстве Лидии Климовой узнали односельчане, а одна из женщин предложила провести выставку ее кукол на День деревни. «Я была против этого, мне было стыдно выставлять свои самодельные игрушки на всеобщее обозрение. Я ведь делаю их для себя, для души, – признается женщина. –  Да  какая из меня мастерица? Мои куклы – обычные, ничем не выдающиеся, такие может сделать любая женщина. Сшиты из подручного материала: ни ткань, ни нитки специально не покупались. Все просто. А ведь есть люди, которые занимаются этим профессионально, и куда моим куклам до их кукол». Даже с выставки, по словам Лидии Климовой, она тогда сбежала – боялась, что люди «неправильно» поймут ее, не поддержат ее увлечение.

Однако волнение женщины было напрасным: жители д. Полонечка пришли в восторг от необычных игрушек, долго охали и ахали, а местные ребята на протяжении еще нескольких недель прибегали к Лидии Павловне домой, чтобы посмотреть на кукол.

РЕКЛАМА

Сейчас в увлечении женщины появилось новое направление – японские куклы.

Куклы-Радзивиллы

Богатое историческое прошлое деревни, наличие здесь усадьбы знатного рода Радзивиллов, старой мельницы, ледовни и других хозяйственных построек, принадлежащих этому княжескому роду, не оставили  равнодушной Лидию Климову. Переехав в Полонечку, женщина обошла всю деревню и прилегающие к ней окрестности. «Я такой человек, что мне надо знать, где я живу, чем особенно это место, познакомиться со всеми его достопримечательностями – в общем, узнать как можно больше, –  говорит она. – Да, и как иначе? Жить и не знать своей истории, своего прошлого – стыдно».

Глядя на то, как с каждым годом все больше  разрушается усадьба Радзивиллов – свой вклад в это вносят как природа, так, к сожалению,  и люди,   Лидия Павловна решила обратить на это внимание общественности, но  по-своему: создала шесть кукол-Радзивиллов. «Усадьба умирает.

Денег у государства на ее реставрацию нет: говорят, что работы по восстановлению якобы в планах на 2012 год, да только как бы поздно не было, –  сокрушается пенсионерка. – Будь я помоложе, так сторожем бы там стала, потому что невозможно смотреть, как все это пропадает, как то, что надо   сохранить, люди ломают, бьют, крушат…»

Для создания первой куклы – Барбары Радзивилл – Лидии Павловне потребовалось два месяца. Во-первых, игрушечные князья, по замыслу женщины, должны быть большими – около полуметра высотой. Во-вторых, надо было изучить прообразы.

По словам рукодельницы,  она читала специальную литературу о Радзивиллах, находила статьи в газетах, журналах, делала из них вырезки.

«Конечно, портретного сходства нет, и полностью передать то, как они на самом деле выглядели – костюмы, детали одежды, я не могу. Просто делаю так, как подсказывает сердце. В итоге получается то, что получается, – признается Лидия Климова и с любовью смотрит на кукол, которые «поселились» на полках в ее доме. – А вообще, они все мне как дети. Я люблю их, да и как иначе, ведь создание каждой куклы – это серьезный длительный процесс. И дело заключается не только во времени, потраченном на шитье. Для каждой куклы надо подобрать свой костюм: выбираешь каждый лоскуток, каждую ниточку, каждую бусинку. Ведь надо, чтобы все это подходило к ее образу, ее лицу, ее характеру. Все надо делать с любовью. А иначе ничего не получится. Впрочем, как и в любом другом деле».

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up