Новости / Экономика

Продавец – это звучит как?

23.07.2010, 11:38 / remove_red_eye 406 / chat_bubble0

Письмо о нелегкой доле барановичских продавцов, работающих у частных работодателей, пришедшее в «IP» на прошлой неделе,  заставило редакцию газеты попробовать разобраться, что же происходит сегодня в сфере частной торговли. Что из этого получилось, судите сами.

Нам написали

Здравствуйте! В одной из статей вы писали о том, почему «наши» продавцы не улыбаются, а «заграничные» улыбчивы со всеми. Хочу рассказать о настоящей причине неулыбчивости наших продавцов.

На днях я встретила приятельницу, с ней мы не виделись около года. Первое, что бросилось мне в глаза, – это ее ноги. Я ужаснулась! Синие от проступивших вен. В прошлом году она щеголяла в короткой юбке со здоровыми ногами!  Я узнала, что она работает у предпринимателя продавцом, ее рабочий день составляет 14 часов! Без обеда, без перерывов. Таскает ящики с пивом. Зарплата у нее – проценты от выручки. А официально – прожиточный минимум. О какой улыбке может идти речь? Когда мысли у человека об одном: как бы не упасть?

РЕКЛАМА

Подумав, что подруга привирает, решила поговорить с другими знакомыми, работающими у ИП. Вы знаете, я была в шоке! Рабочий день больше 12 часов!

Многие «работодатели» в график работы вписывают обеденный перерыв. Но это на бумаге. Во время перерыва продавцы повышают благосостояние хозяев за счет своего здоровья. Хочу добавить, что в одном магазине (не буду указывать название) ждали проверку из инспекции труда. Заведующая, собрав всех, четко проинструктировала: «Если хотите сохранить работу, на все вопросы отвечайте, что у вас все есть – обед, технические перерывы»…

И обращаться в инспекцию труда никто из моих знакомых не желает. Считают, что пожаловаться, значит получить плохую неофициальную рекомендацию. Ведь известно, что, прежде чем взять на работу работника, будущий хозяин(!) звонит бывшему, где ему не преминут сообщить, были ли проблемы из-за этого «раба». (Опубликовано в сокращении).

Ваша постоянная читательница

«Не бойтесь жизнь переломить»

Страшную ситуацию бесправия нанимателей и беспомощности продавцов описала в своем письме читательница. Поэтому прокомментировать этот крик души «IP» попросила как нанимателей, так и продавцов.

Анжелика Бас, директор ЧТПУП «Алсако», стаж работы в торговле – 17 лет:

Анжелика Бас, директор ЧТПУП «Алсако»

Анжелика Бас, директор ЧТПУП «Алсако»

– Наша торговая организация, недавно отметившая пятилетний юбилей, выживает благодаря четкой организации труда работников и качественному обслуживанию клиентов. У нас четыре магазина в разных концах города, в каждом из которых с десяток продавцов. И скажу без преувеличений, что каждый продавец – лицо торгового предприятия. Да, они работают по 12 часов в сутки. Но в месяц это выходит по 14-15 дней.

Так что у продавцов есть время и для хорошей работы, и для хорошего отдыха.

Что и говорить, сфера услуг – отрасль особая. И желающим работать у нас мы показываем место работы, оговариваем обязанности и оплату труда.

Уважающие себя продавцы-профессионалы не пропустят мимо ушей такую информацию. И не согласятся пахать в одну смену там, где должен быть двухсменный график работы, или же таскать ящики, выполняя работу грузчика. Нужно требовательнее подходить к выбору рабочего места, не бояться переломить свою жизнь, как поется в старой песне.

С позиции руководителя, главная беда торговли сегодня – отсутствие профессионально подготовленных кадров. В нашем городе в торговлю в основном идут люди без образования или получившие необходимый минимум на специальных курсах. Безусловно, продавцу продовольственных товаров сегодня не позавидуешь. У него куча обязанностей. И главная из них – постоянный контроль сроков реализации товаров, сохранности товаров. У нас, например, каждый продавец следит за своей группой товаров и обязан за несколько месяцев до истечения срока годности сообщить об этом заведующей, чтобы магазин успел распродать товар по сниженным ценам. Вот здесь у нас разговор короткий. Не уследил –  получи штраф, размер которого превышает среднюю зарплату продавца.

Поэтому у нас уже сложился минимум требований, предъявляемых к продавцу:  умение отвечать за свою работу, оказывать помощь коллегам, быть ответственным и отзывчивым. Продавец должен знать все о товаре, уметь его предложить, прийти вовремя на помощь покупателю, а также по возможности  избегать конфликтов с покупателем.

А вот соответствовать этим требованиям многие продавцы не стремятся. К нам приходили наниматься продавцами те, кто работали у ИП. Но они не выдержали в наших условиях и месяца. Жесткие условия, скажете вы? Нет. Люди, называющие себя продавцами, даже не знали элементарных правил торговли, считая  наши законные требования придирками.
Поэтому вашей читательнице, прежде чем огулом охаивать нанимателей, необходимо было поинтересоваться у своих подруг, являются ли они по-настоящему Продавцами.

РЕКЛАМА

Светлана Лавринович, заведующая магазином, стаж работы – 4 года:

Светлана Лавринович, заведующая магазином

Светлана Лавринович, заведующая магазином

– Сложность нашей профессии в том, что нужно следить  за товарами  и при этом умело обращаться с покупателями. Мы понимаем, что от покупателя зависит наше благополучие. Поэтому у нас внимание акцентируется на умении предложить товар. Высший класс – это расположить нового покупателя так, чтобы он захотел вернуться в магазин еще раз.

Елена Иванова, продавец 4-го разряда, работает  4 месяца:

Елена Иванова, продавец 4-го разряда

Елена Иванова, продавец 4-го разряда

– Я работаю недавно, но считаю, что работа продавца – отличная работа. Я считаю, что главное в нашей работе – поднять покупателю настроение. Люблю улыбаться и мне приятно, когда люди улыбаются в ответ. А еще приятно то, что чувствуешь поддержку начальства. На моей прошлой работе этого не было.

Ольга Мельникова, старший продавец, работает продавцом  4 года:

Ольга Мельникова, старший продавец

Ольга Мельникова, старший продавец

– По-моему, профессия продавца сейчас вернула себе привлекательность и по статусу, и по оплате труда. Хотя не везде. Раньше я работала предпринимателем на рынке и была заложником сезонного спроса. А сейчас у меня стабильная работа и заработок, я чувствую себя более защищенной в социальном плане. На мой взгляд, продавец – это звучит гордо.

Некоторые продавцы, даже на условиях анонимности, отказались побеседовать с «IP» об условиях работы. Может быть, действительно не все так гладко в сфере услуг?

Комментарий специалиста:

Ведущий госинспектор Барановичской межрайонной инспекции труда Александра Жданюк:

– Трудовое законодательство РБ установило для работников 40-часовую рабочую неделю и продолжительность смены не более 12 часов. При этом обязательным является перерыв для отдыха, который может быть от 20 минут до 2 часов. Этот перерыв не входит в рабочее время.

В постоянно действующем объекте, например, киоске, если в нем работает один продавец, то наниматель обязан обеспечить прием пищи на рабочем месте. Затраченное время включено в рабочее и соответственно оплачивается.

Что касается бесправия со стороны нанимателей, которые заставляют работать продавцов за гроши по 14 часов в сутки, то продавцы знают, на что идут. При устройстве на работу продавец подписывает трудовой договор, в котором прописаны условия работы и оплата труда. Если они не соблюдаются, продавцы могут обратиться в инспекцию труда или в суд за защитой своих прав. В последние же два года таких обращений у нас не зафиксировано.

Кстати, некоторые работники осознанно соглашаются на выплаты в конверте, а когда выплаты прекращаются, люди остаются на бобах – с тем минимумом, который прописан в договоре. И дело даже не в нанимателе, а в самих продавцах: пока они будут позволять так с собой обращаться, наниматели будут диктовать свои условия игры.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
Scroll Up