Автор: Тамара Савич

11:53, 16 июля 2010

Общество

remove_red_eye 124

Кто поможет инвалидам

Когда в редакцию позвонил инвалид  II группы Сергей Бобко, который вот уже три года работает на комбинате надомного труда, что по улице Проминского, и пригласил прогуляться от комбината до остановки общественного транспорта по ул. Фроленкова, я, признаться, пришла в замешательство. Прогулка в рабочее время в незнакомой части города и непонятно по какому поводу?..

Однако недоумение от подобной просьбы уже на месте сменилось стыдом и горечью. Стыдом, что я сомневалась, а горечью за то, что какие-то 700 метров, в общем-то мелочь в рамках города, стали мерилом нашего отношения к проблемам барановичских инвалидов. Впрочем, судите сами.

Семьсот метров от остановки до комбината надомного труда у здорового человека занимают от силы десять-пятнадцать минут, а вот у нас с Сергеем Бобко такая «прогулка» заняла больше получаса, которые для многих инвалидов, работников комбината надомного труда, превращаются в мучительное время преодоления настоящей полосы препятствий.

«Во-первых, вся дорога в ямах и колдобинах, нет нормального тротуара, по которому можно идти, поэтому мы вынуждены идти по проезжей части, постоянно боясь попасть под одну из машин, то и дело пролетающих по дороге. Есть нормальные водители, они понимают, что у меня, например, нет возможности быстро освободить дорогу, а некоторые сигналят, крутят у виска… Но что делать таким, как я?» – говорит Сергей, переводя дух и останавливаясь на очередную передышку.

РЕКЛАМА

«Во-вторых, – продолжает он. – Эта дорога освещается лишь фонарями соседних улиц, осветительных столбов от железнодорожного переезда до жилого сектора нет, а это около двухсот метров. Не нужно объяснять, как это опасно: особенно зимой, когда люди возвращаются с последней смены. И, в-третьих, для людей с ограниченными возможностями такой отрезок пешеходного пути – нагрузка для организма. Ладно, пройтись один-два раза в неделю для профилактики, может, и полезно, но вот каждый день таких прогулок – занятие малопривлекательное. Неужели для того чтобы благоустроить дорогу, восстановив тротуары и осветив их, да найти деньги на автобус для подвоза к комбинату инвалидов обязательно надо, чтобы произошло ЧП? Неужели нет возможности поставить три столба и хотя бы хорошо осветить дорогу?»

* * *

Видя, как его коллеги, такие же инвалиды,  как и он сам, ежедневно преодолевают каких-то там «полкилометра», чтобы добраться до работы  (а сегодня на комбинате надомного труда числится почти двести инвалидов, из них 123 человека работают дома, появляясь на предприятии один-два раза в неделю, а среди семидесяти человек, которые работают в цеху ежедневно, около половины – люди с нарушением опорно-двигательного аппарата), Сергей решил заняться организацией подвоза коллег к месту работы. Борьба за транспорт к месту работы началась у него с ноября прошлого года, когда он обратился на прямую линию Барановичского городского исполнительного комитета «Власть у телефона», но тогда, по его словам, дело не сдвинулось с мертвой точки и его обращение осталось без ответа.

«Всю зиму мы ходили, как и раньше. Я купил теплые штаны, надевал утепленную куртку и так после семи потов добирался до работы. Каждые пятнадцать-двадцать метров у меня остановка – немеют руки-ноги и идти я не могу, но и стоять тоже: из-за нарушения кровообращения конечности замерзают в момент. Но я сильнее женщин, а как им? – размышляет Сергей.

В мае Сергей продолжил борьбу за транспорт. Тем более что по закону о социальной защите инвалидов он имеет на него полное право, и вновь обратился на горячую линию «горисполкома» с просьбой организовать маршрут № 23 до ОАО «Бархим», чтобы инвалиды могли пользоваться этим маршрутом, и наконец-то получил хоть какой-то ответ. Однако в ответе из горисполкома, который иначе как «отпиской» Сергей не называет, черным по белому написано: «Организовать движение автобуса № 23 до ОАО «Бархим» в настоящее время не представляется возможным. В случае несогласия с данным ответом Вы вправе обжаловать его в установленном законодательством порядке».

Сергей решил писать в Администрацию президента. Но оттуда его обращение, как водится, «спустили» ниже и… вопрос с подвозом инвалидов до места работы наконец-то стал хоть как-то обсуждаться. Однако, как пояснили в автопарке, организовать постоянный рейс или продлить какой-либо из автобусов по данному маршруту действительно невозможно. Во-первых, слишком узкая дорога и расширить ее нет возможности, так как она «зажата» между железнодорожными путями. Кроме того, автобусу негде развернуться на этом участке дороги. Во-вторых, железнодорожный переезд на дороге сегодня не охраняется, а чтобы сделать его охраняемым, надо поставить «будку», нанять людей, что повлечет за собой значительные финансовые затраты, которые на сегодня оцениваются как нецелесообразные.

«На сегодняшний день  мы предложили комбинату маршрутку от ул. Фроленкова до комбината после 8.30 и после 17.00, – сказал источник в автопарке, не пожелавший быть названным. – Однако пока мы не получили ни согласия на данное предложение, ни отказа».

Вопрос подвоза инвалидов к месту работы, по словам директора комбината надомного труда Ивана Турчака, руководство комбината периодически пыталось решать. Но на то, чтобы нанять специальный транспорт, у комбината просто не было свободных денег. Предприятие лишь недавно начало вставать на ноги, делать ремонт в помещениях, и организация транспорта или покупка своего хотя бы подержанного автобуса, чтобы подвозить своих же людей от дома и на работу,  пока лишь дальняя перспектива. Но предложение автопарка по поводу маршрутки, по словам Ивана Турчака, будет принято и обойдется оно предприятию в 700 тысяч рублей в месяц.

Однако по словам Сергея, маршрутка к 9.00 на остановке – это половинчатое решение: ведь для тех работников, которые приходят к первой смене, и тех, кто заканчивает смену в середине дня, она погоды не сделает. Так или иначе, вряд ли инвалиды станут ждать маршрутку в 17.00, если смена у них закончится в три часа. Кроме того, смена на 8.30 сместится на полчаса вперед, и неизвестно, как это может отразиться на производственном процессе, не вызовет ли это в дальнейшем недовольство партнеров комбината надомного труда. Кому нужна такая маршрутка, которая будет, возможно, перевозить воздух? И не станут ли эти 700 тысяч выброшенными на ветер деньгами предприятия?

А может, как заметил Сергей, лучшим использованием денег предприятия станет наем социального такси, которое подбирало бы инвалидов по дороге и отвозило бы на место работы и обратно? По деньгам такое удовольствие не стоило бы слишком дорого – один километр социального такси обходится в 390 рублей против 1000 за километр обычного. Как пояснила «IP» заведующая отделением срочного социального обслуживания территориального центра социального обслуживания населения Елена Курбеко, некоторые инвалиды заключают договор на оказание услуг такси для подвоза на работу: то есть к определенному времени маршрутка подается по определенному адресу. «Но удовлетворить всех и сразу мы не можем.Иногда люди ждут по часу, по два, пока приедет социальное такси. У нас ведь всего одна машина, а нужна она всем инвалидам в городе», – говорит Елена Курбеко. Но, по словам Елены Курбеко, к ним с просьбой организовать социальное такси для подвоза инвалидов к месту работы в последние полтора месяца никто не обращался.

«Какова будет ситуация с подвозом инвалидов, когда предполагаемая «маршрутка» выйдет в рейс, покажет время. Но как быть с освещением улицы и тротуарами? Неужели наши вновь избранные депутаты и горисполком не смогут найти решения этой проблемы?» – задается вопросами Сергей Бобко. Похоже, ответы на эти вопросы тоже сможет дать только время.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up