Автор: Наталья СЕМЕНОВИЧ

10:26, 16 июля 2010

Происшествия

remove_red_eye 274

ДТП: разбираемся без ГАИ

Столкнулись, подписали документы и… разъехались –  с 1 июля разобраться в незначительных конфликтах на дороге водители могут  самостоятельно,  без вызова сотрудников ГАИ.

Мелкие аварии – не такая уж редкость на дорогах нашего города. И если раньше даже из-за незначительной царапины приходилось вызывать госавтоинспекторов, то с  1 июля, согласно вступившему в силу Указу Президента РБ № 519 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента РБ по вопросам страхования», оформление незначительных ДТП по желанию водителей может быть упрощено. Правда, если они сами смогут выяснить все обстоятельства происшествия и мирно договориться.

Семь обязательных условий

О том, что участники мелких аварий могут обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции, наслышаны многие, но вот о деталях знают единицы. А ведь чтобы уладить дорожный конфликт без стражей порядка, обязательно одновременное наличие семи обстоятельств (см. схему «Условия упрощенного оформления ДТП»).

РЕКЛАМА

Условия упрощенного оформления ДТП

Условия упрощенного оформления ДТП

Обращаем внимание: Если хотя бы один пункт из списка не соблюдается, то ГАИ нужно вызывать обязательно!

В противном случае вы не только не получите страховку (причем даже если вы не виноваты в аварии), но и рискуете заплатить штраф за оставление места дорожно-транспортного происшествия: от 175 до 875 тысяч рублей (от 5 до 25 базовых величин), или вовсе лишиться прав на срок до двух лет.

Договорились? Заполните бланки

Если все перечисленные условия выполняются, то водители прямо на месте дорожного происшествия должны оформить специальный бланк – извещение о дорожно-транспортном происшествии, который с 1 июля выдается страховщиками всем автовладельцам при заключении договора страхования (в том числе классической «автогражданки»).

В бланк водители вписывают свои Ф.И.О., адрес, марку автомобиля и сведения о регистрации, страховщика с указанием страхового свидетельства, сведения о водителе, описывают место удара транспортного средства, повреждения, делают примечания о ДТП (говорят, что, по их мнению, стало причиной аварии), признают себя (или нет) ответственными за причинение вреда.

Отдельная часть бланка описывает обстоятельства аварии. Здесь каждый водитель отмечает такие особенности движения своего авто, как несоблюдение безопасной дистанции, перестраивание на другую полосу, выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора и т.д. – всего 18 пунктов. Каждый водитель ставит галочку напротив нужного ему пункта и указывает их итоговое количество.

Кроме того, водителям придется рисовать схему ДТП. Понятно, что нарисовать схему так, как это делают сотрудники ГАИ, сможет не каждый. Впрочем,  от водителей этого и не требуется. Но чем подробнее и понятнее будет нарисована схема (откуда ехали, где расположены светофоры, дорожные знаки и т.п.) – тем лучше.

После того как заполнены все пункты бланка, одному водителю достается оригинал, второму – копия. Их нужно в течение 5 рабочих дней отнести в страховую организацию. Кстати, потерпевший может обратиться как в свою страховую компанию, так и к страховщику виновника ДТП.  

Подводные камни

При определенной «заманчивости» новых правил оформления незначительных ДТП у многих остаются вопросы.

Во-первых, при разборе обстоятельств дорожно-транспортных происшествий не последнюю роль играют свидетели. А теперь? По мнению и госавтоинспекторов, и страховых агентов, свидетели могут пригодиться: вдруг у страховой компании возникнут какие-то сомнения. Поэтому и те, и другие советуют участникам аварии записать имена и телефоны свидетелей, а также сделать фото с места ДТП.

На всякий случай. Второй момент – определение виновника аварии. Хорошо, если участники происшествия четко договорились, по чьей вине произошло столкновение. А если спустя несколько часов одна из сторон изменит свое мнение? Такое тоже может случиться.

Еще один подводный камень – определение величины ущерба. В случае упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия страховщик возместит ущерб только в размере до 200 евро. Но ведь далеко не каждый автовладелец может с ходу сказать, сколько стоит ремонт бампера или покраска детали. К тому же есть такое понятие, как скрытые дефекты, которые на глаз не определишь. Поэтому, если позже выяснится, что ремонт машины обойдется дороже, от страховой компании вы все равно получите только 200 евро.

«Любому новшеству нужна проверка временем»

РЕКЛАМА


Указ Президента РБ № 519 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента РБ по вопросам страхования» и введение «европротокола» (упрощенного оформления ДТП) напрямую коснулись страховых компаний.

Предполагают ли страховщики возникновение каких-либо трудностей в связи с нововведениями?

Валентина Фукс, ведущий специалист страховой компании «Белнефтестрах»:

– Я думаю, что на первых порах, конечно же, будут возникать вопросы, а соответственно и какие-то трудности. Нам придется самостоятельно разбираться в дорожных конфликтах, принимать соответствующие решения. Не исключаю, что и автовладельцы будут указывать такие суммы ущерба, которые не соответствуют тем повреждениям, что получили их авто в результате ДТП.

Елена Кузьмина, директор представительства Белгосстраха в г. Барановичи:

– О каких-то трудностях пока рано говорить: любому новшеству нужна проверкавременем. Тем более что и случаев обращения водителей, которые самостоятельно, без вызова ГАИ, оформили ДТП, у нас пока еще не было. В то же время мы понимаем, что «аварию» можно сфабриковать, так что с каждым случаем нам придется разбираться во всех подробностях.

Андрей Гуськов, страховой агент страховой компании «ТАСК»:

– Будет ли нам работать сложнее или легче с введением этого новшества – покажет время. Не думаю, что возникнут какие-то сложности, но я не исключаю, что оформление ДТП без ГАИ может спровоцировать разного рода махинации.

Сергей Долгалев, ведущий специалист СООО «Белкоопстрах»:

– На мой взгляд, никаких трудностей с введением упрощенного оформления ДТП не возникнет. Весь алгоритм действий подробно расписан. Люди договорились между собой, все решили. А что касается размера ущерба, то поврежденное транспортное средство осматривается специалистами, они же дают оценку.


Мнения водителей:

– Облегчит ли жизнь водителям упрощенная процедура оформления дорожно-транспортного происшествия?

 

Антон Кучук, водительский стаж   3 года:

– Я считаю, что это нововведение намного облегчит жизнь водителей: это позволит избежать административного наказания. Ведь согласно существующим правилам в случае ДТП виновника лишают водительского удостоверения. А мне, например, терять права не хотелось бы – моя работа зависит от этого.

Людмила Ковалева, водительский стаж 10 лет:

– Я стараюсь ездить аккуратно,  с подобными неприятными случаями, к счастью, мне не приходилось сталкиваться. Как мне кажется, способ самостоятельного разбора ДТП – это хорошее новшество.

Виталий  Кулик, водительский стаж 2 года:

– Я думаю, что наши водители не готовы к такому шагу. Вряд ли кто-то сам захочет признать себя виновным в аварии. По-моему, в любом случае лучше вызвать сотрудников ГАИ: они – профессионалы и прекрасно разбираются в подобных делах.

Евгений Сергеев, водительский стаж 13 лет:

– Разбирательство ДТП без госавтоинспекторов, может быть, и хорошо. Я не берусь судить, так как в аварии за все это время ни разу не попадал. Но мне кажется, что проще и правильнее вызвать ГАИ. В этом случае водителю не придется самостоятельно решать ряд вопросов – за него это сделают госавтоинспекторы. И, наверное, гораздо быстрее.

Благодарим за помощь в подготовке материала начальника ОГАИ Барановичского ГОВД Геннадия Гетмана и заместителя директора представительства Белгосстраха в г. Барановичи Аллу Дубровскую.

Темы:
Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up