Автор: Тамара Савич

16:45, 24 июня 2010

Культура

remove_red_eye 315

Ретроспектива. Городской транспорт

Довольно часто от пассажиров «Икарусов», которые продолжают бодро бороздить улицы нашего города,  можно услышать возмущение: то автобусы «воняют», то «трясет», то «жарко», то «закройте форточку». Если к остановке один за другим подходят МАЗ и Икарус, гарантированно, что большинство пассажиров ринется к МАЗу.

Между тем, совсем скоро эти старые-добрые Икарусы навсегда исчезнут, уступив место отечественным МАЗам. Воспоминания об автобусах, которые колесили по барановичским улицам, хранит история.

История начинается с «ЗИСа»

Горожане привыкли к тому, что транспорт в городе работает достаточно стабильно. Сейчас сложно предположить, что лет 50-60 назад было не совсем так. Городская автобусная сеть  в Барановичах начала образовываться в послевоенное время. Есть упоминания, что в 1949 году в городе имелся маршрут, который связывал Полесский вокзал и паровозное депо. Сохранились сведения, что одним из первых по-настоящему городским автобусом стал ЗИС-155. Для обеспечения посадки и высадки пассажиров имелось два крана управления дверьми, включенных в пневмосистему привода: одним пользовался водитель, а с другим мог работать кондуктор. Кроме того, была предусмотрена электрическая сигнализация с места кондуктора в кабину водителя. Звонком могли воспользоваться и пассажиры. Из-за несовершенства отопительной системы стекла кабины водителя не обдувались теплым воздухом и с их запотеванием или обмерзанием водители боролись вручную. Обязанность объявлять остановки вменялась кондукторам, кстати, не имевшим микрофонов.

РЕКЛАМА

К основным недостаткам этих автобусов можно отнести большую высоту подножек над тротуаром, сильную загазованность кабины водителя, частое переключение передач.

Кроме того, для перевозок пассажиров служили и так называемые грузотакси. Впервые упоминание о таком виде перевозок встречается в 1961г.  в районной газете в заметке об открытии нового маршрута грузотакси «Барановичи – Завинье». Грузотакси представляло собой грузовой автомобиль, в кузове которого, чаще всего с будкой, были скамейки для пассажиров и место для багажа, а в заднем борте были калитка и лесенка. Такие автомобили стояли чаще всего возле центрального рынка, горсовета или железнодорожного вокзала. Жители города пользовались ими, чтобы доставить купленные вещи домой, а жители района – в свою деревню.

«Буханочки хлеба»

В декабре 1964 г. в городе было пять маршрутов, с работающими на них 35 автобусами, через два года в городе уже существовало семь городских маршрутов и работающими на них 46 автобусами. В основном, по требованию горисполкома, на маршрутах работали ЛАЗы и ПАЗы.

1970год. ЛАЗ-695Е оставался в Барановичах основным городским автобусом  до середины 70-х

1970год. ЛАЗ-695Е оставался в Барановичах основным городским автобусом до середины 70-х

Примерно в это же время в Барановичи стали поступать любопытнейшие автобусы марки ЛАЗ-695Е, разработанные специалистами конструкторского бюро Львовского автобусного завода. Специалисты планировали создать универсальный автобус, пригодный для использования как на городских маршрутах, так и за пределами города. В автобусе должно было быть две двери и просторный высокий салон,  что характерно для городских автобусов, а также  как пригородный автобус он должен был быть быстроходным.

Из-за встроенных в радиусные скаты крыши гнутых стекол дымчатого цвета автобус чем-то напоминал эдакую компактную «буханочку хлеба». Однако именно из-за этой особенности ездить на автобусе летом в жару было затруднительно – солнечный свет проникал сквозь прозрачную крышу, щедро поджаривая пассажиров. Тем не менее, такой автобус до середины 70-х был основным видом городского транспорта.

Начиная с середины 70-х гг. самым массовым автобусом в Барановичах становится ЛиАЗ-677. Автобус для своего времени очень прогрессивный – в нем имелась пневмоподвеска и автоматическая коробка передач, однако этот автобус был довольно неэкономичным и дорогим в обслуживании. Новая машина отличалась особенно высокой вместимостью пассажиров – для этого в задней части салона была предусмотрена большая накопительная площадка, две широкие четырехстворчатые двери для пассажиров. Планировка салона предусматривала ряд одноместных сидений вдоль левого борта и двухместных вдоль правого. В таких автобусах стали появляться люки в потолке, чего не было в предыдущих моделях.

Многие горожане давали различные прозвища автобусу – «коробочка», «божья коровка», «скотовоз», что, видимо, связано с тем, что сидячих мест там было немного, всего 25, а в часы пик автобус набивался под завязку.

Эпоха Икарусов

1985 год. Один из серии «коротких» Икарусов-260 не пошел на металлалом, а сохранен для истории

1985 год. Один из серии «коротких» Икарусов-260 не пошел на металлалом, а сохранен для истории

РЕКЛАМА

Новой эпохой в транспортной истории города можно считать появление первых  в конце 1974 года венгерских автобусов марки Икарус-260. Автобус отличался очень просторным салоном, удачной планировкой, которая была достигнута за счёт установки экономичного дизеля под полом, большой площадью остекления и удобными сиденьями. В то же время слабое отопление в зимний период относится к самым заметным недостаткам. Следует сказать, что это  были едва ли не первые «дизельные» автобусы действительно комфортные для пассажиров, а хорошая маневренность, несмотря на длину, и определила их долгожительство.

После 1975 г. в город начинают поступать современные венгерские автобусы большой вместимости: Икарус-255, Икарус-256 и Икарус-260. На протяжении почти десяти лет в автохозяйство ежегодно поступало по 9-12 новых автобусов Икарус-260, при том, что сегодня автопарк пополняется не более, чем на  20 автобусов в год.
Первые два автобуса Икарус-280 с широкими форточками, появились в 1982 г. и обслуживали самый популярный автобусный маршрут № 7.

До конца 80-х гг. в город поступали по какой-то причине только желтые  венгерские автобусы, только в 1977 г. поступили три оранжевых автобуса этой марки. А вот с 1996 г. в автобусный парк стали приходить автобусы этой марки, уже бывшие в эксплуатации в Германии, поэтому в некоторых автобусах и сейчас сохранились надписи на немецком языке. Всего в автопарк поступило 14 таких автобусов. На городских маршрутах автобусы этой серии использовались до второго полугодия 2009 г.

Пластиковое настоящее

Первый низкопольный автобус МАЗ-103 появился в городе в сентябре 1997 года, а уже в следующем году в барановичское автохозяйство поступают два первых 12-метровых автобуса МАЗ-104  и начинаются постоянные закупки именно этой модели.

Первый же сочлененный белорусский автобус МАЗ-105 – «гармошка» –  появился на маршрутах в 2002 г. Этот же автобус стал первым в Барановичах, получившим в начале 2004 г. автоинформатор: остановки объявлял «приятный женский голос», но с установкой автоинформаторов на все автобусы голос стал мужским. Четыре года назад в городе впервые появился одиночный трехосный автобус МАЗ-107. Он отличался большей длиной и вместимостью. Отличие МАЗ-103 и МАЗ-107 в том, что они оснащены четырьмя пассажирскими местами с откидными подлокотниками, а в средней двери для большего удобства посадки и высадки инвалидов-колясочников и родителей с колясками в автобусах предусмотрен откидной трап, правда, им редко кто пользуется. В планах автопарка, полностью обновить парк автобусов, а значит вскоре «такие старые и неудобные» автобусы марки Икарус останутся только в истории.

Как оплачивался проезд

В самом начале развития автобусной сети в городе, в 1951 году, стоимость проезда на единственном на то время маршруте от вокзала до Третьяков составляла 1 рубль, но если нужно было ехать от вокзала до центра города или из центра до Третьяков, или наоборот, то и стоимость была половина – 50 копеек. А с 1 апреля 1975 года городской транспорт перешел на «талонную систему оплаты проезда».

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up