Новости / Культура

Это моя работа. Хореограф

15.04.2010, 12:39 / remove_red_eye 399 / chat_bubble

В апреле одному из  известных  коллективов г. Барановичи, образцовому ансамблю бального танца «Фиеста»  исполняется четверть века. И ровно 25 лет этим коллективом успешно руководит хореограф Елена Фомина, благодаря которой некогда не известная никому студия бального танца стала узнаваемой по всей республике и за ее пределами.

Танцы родом из детства

Детство и юность Елены Фоминой прошли в солнечной Адыгее в Краснодарском крае. В пять лет родители записали Лену  в танцевальный кружок и музыкальную школу. Тренировки в кружке, нотная грамота, учеба в школе, репетиции школьных мероприятий… Везде Лена успевала быть спортсменкой-комсомолкой-красавицей. Постоянная круговерть так захватила Лену, что и с выбором профессии она опрелелилась еще в детстве: «Буду хореографом!»  Совсем иначе к «танцулькам» дочери относились родители: мама и папа Лены надеялись, что дочка выберет «солидную» профессию «как у всех»  да и забросит легкомысленные занятия.

Изменилось все примерно в то время, когда выпускнице Краснодарского краевого культпросветучилища,  которая шла на красный диплом, предстояло защитить дипломную работу: требования к отличникам были особенные,  и Лене, естественно, нужно было приготовить нечто «аховое».  «Я решила поставить «Сюиту кавказских народов», но для этого номера требовались национальные костюмы, а их не было, – вспоминает Елена. – Тогда родители исколесили всю Адыгею в поисках костюмов, и наверное, после того, как приложили руку к моему успеху, они поверили в меня и приняли мое желание стать хореографом».

РЕКЛАМА

Из Адыгеи в Беларусь

После окончания учебы Елена приехала в Барановичи к родственникам погостить. «Приехала, а тут все другое: природа, деревья, климат, люди, – все иначе, чем у меня на родине,  – говорит Елена Александровна. – Я не знаю почему, но в душе почувствовала – вот то место, где я хотела бы жить».

Муж, с которым Елена познакомилась еще в студенчестве, желание жены переехать в незнакомую Беларусь поддержал, и семья перебралась в Барановичи. Вскоре после переезда супруги столкнулись со множеством трудностей: жилье, маленький ребенок, отсутствие работы…

Елена говорит, что тогда она просто встала и пошла по всем учреждениям в городе, посетила клубы, дома культуры, все предприятия, но  в середине   80-х решительно  нигде не требовался молодой специалист-хореограф.

Городской Дом культуры Елена оставила напоследок и, получив везде отказ,  была настроена довольно скептично: кто возьмет неизвестного специалиста?

В ГДК Елену встретили директор Вячеслав Болбат и художественный руководитель Раиса Курова. «Они создали «коллегию» и начали меня экзаменовать на  профпригодность», – говорит Елена Фомина. В ГДК не было  ставки хореографа, и Елене после экзамена предложили руководить самоокупаемым кружком бальных танцев.

«Запишутся дети – получу зарплату, нет… Я рискнула, и мы дали объявление в газету о наборе детей на обучение бальным танцам», – говорит Елена Фомина. Несмотря на опасения Елены, в назначенный час в фойе  ГДК собралось около трехсот желающих обучаться бальным танцам, и студия начала работу.   

«В первое время, наверное, каждому молодому специалисту сложно работать, а  у нас  на тот момент не было ни костюмов, ни музыки, ни аппаратуры… Это сейчас техника шагает семимильными шагами, в магазинах от количества тканей глаза разбегаются, а в 1985-м  мы сами вместе с родителями шили девочкам пачки, перекрашивали в разные цвета, зеркальца пришивали, чтобы на солнце костюмы переливались… Постепенно наши номера стали появляться на городских мероприятиях, нас стали узнавать на улицах»,  – говорит хореограф.

Танец начинается с поклона

С самого начала занятий в классе, по словам Елены, ребенок усваивает, что  у каждого танца – свой «характер»: вальс – сама нежность, румба – чувственность и ласка, а вот танго отличает экстравагантность.

Однако пока дело дойдет до изучения серьезных танцев, детки осваивают начальную программу, а начинается первое занятие со своеобразного приветствия в танце – с поклона.

На первых порах обучения дети  привыкают к дисциплине: они знают, что в танцевальном классе нельзя разговаривать и шуметь.  Еще полгода детишки привыкают к педагогу, к друг другу,  к постоянной нагрузке – для этого преподаватель организует занятия в форме музыкальных игр: порастягивались, побегали, попрыгали, отдохнули.

Лишь после этого малыши осваивают первые танцевальные шаги. Вот тут-то и начинается своеобразная проверка на терпение…  учителя: малыши осваивают первые шаги, простенькие движения и начинают капризничать, увиливать от занятий. «Хореографу важно в этот момент не дать слабину, не сюсюкать, а строго  и тактично приучать детей к работе», – рассказывает Елена. Вскоре капризы, не без помощи родителей, проходят. Кроме того, как говорит Елена Фомина, маленькие танцоры обычно уже к следующему занятию начисто забывают то, что учили на предыдущем: и снова надо начинать сначала.  «Я уверена, что с малышами без терпения – никуда.  Раз повторил, два повторил, и так до бесконечности, пока дети не запомнят движение, – говорит Елена. – Но разве на них можно за это сердиться? Не важно, насколько ты устал за день и как надоела бумажная работа, – приходишь к этим малышам, а они такими глазенками на тебя смотрят, стоят и ждут, что вот ты с ними и потанцуешь, и разучишь новое движение. Куда только усталость девается!»

Взрослеть – танцуя, танцевать – взрослея

Постепенно из маленьких капризок и непосед вырастают талантливые танцоры, у каждого из которых свой характер, свои интересы  и… «свои капризы».  В этот момент, по словам Елены, педагогу главное не пропустить их взросление: время между тем, когда они еще несмышленые танцуют и немного смущаются от присутствия зрителей, и  тем, когда они при помощи танца начинают выражать эмоции, ничтожно мало.

Тогда появляются другие проблемы: одна из таких в танцевальном коллективе – создание танцевальных пар. Иногда дети просто не хотят танцевать вместе, тогда в дело идут уговоры.

Но лишь только пара состоялась, появляется не менее болезненная проблема – смена партнеров, чаще всего из-за того, что девочки перерастают мальчиков, и детям просто неудобно танцевать вместе. Эту проблему многие решают по-своему, иногда меняют партнеров, а иногда ждут, пока мальчик подрастет:  «К примеру, на сегодняшний день есть эксклюзивная пара малышей Елизавета Руцкая и Паша Маречко: Пашка еще не успел вырасти, а Лиза уже вытянулась, и Лиза даже не собирается менять партнера»,  – говорит Елена.

РЕКЛАМА

Еще один нелегкий вопрос – взаимоотношения в паре: иногда приходят дети на тренировки,  и заметно, что уже где-то поссорились, танцевать вместе не хотят:  «Важно заметить конфликт сразу: с одним поговоришь, с другим, – вот уже видишь – лица посветлели, успокоились. Только вздохнешь с облегчением, снова начинается все сначала», – рассказывает Елена.  

Художник, что рисует танец

Елена рассказывает, что работа хореографа –  это постоянный творческий поиск. «Если ты не будешь придумывать что-то новое, о тебе просто забудут. Новые танцы, новые конкурсы, поездки за границу,  –  все это помогает учиться. Чуть дашь слабину, и  ты уже никому не нужен». Чтобы «не отставать от жизни», Елена постоянно просматривает танцевальные шоу, конкурсы: так, к примеру, после  «Евровидения-2004» появилась постановка «Дикие танцы», которая по сей день пользуется спросом у публики.

Елена Фомина рассказывает, что для реализации своих идей ей очень пригодились столь нелюбимые  в детстве занятия музыкой: без знания нотной грамоты нельзя разложить танец на части. Ведь хореограф – это и художник, и математик в одном лице. «Перед созданием постановки мы просчитываем расположение пар на сцене, нередко надо прорисовать каждое движение танцоров на бумаге, а потом уже воплощать танец в жизнь,  – говорит Елена Фомина. – При этом  мне постоянно хочется что-то доделать, доработать… Успокоиться можно лишь тогда, когда видишь, что постановка хорошо отрепетирована… Это диагноз, наверное».

Все в темпе

О том, что Елена Фомина – строгий учитель, ходят легенды, а коллеги не только не опровергают это, но и подтверждают: «Да, строгая. Но справедливая». «Мне кажется,  без строгости нельзя научить ребенка чему-то. За кулисами можно посмеяться, пошутить, а вот на сцене надо ра-бо-тать», – признается Елена Фомина,  хотя такой напор не всегда срабатывает. Надо уметь замечать настроение ребенка: одного надо хвалить, на другого действуют уговоры, у третьего все получается, если его подзадорить. Может быть, поэтому танцоры «Фиесты» всегда стараются работать на сцене с максимальной отдачей.  «Перед каждым выступлением хореографу надо настроить детей, – говорит Елена. – При этом нельзя сказать ребенку:  «не обращай ни на кого внимания». Каждый танцор должен волноваться перед выходом, это повышает его ответственность, ведь  нельзя выходить к зрителю и танцевать лишь бы как».

Сама Елена Александровна предпочитает «латину»: «Мне нужно постоянно двигаться, постоянно чувствовать драйв. Когда я прихожу в  звукозаписывающую студию, там обычно встречают возгласом: «Ну вот, Фомина пришла, сейчас будет темп добавлять».

С везением по жизни

Елена говорит, что по жизни ей всегда везло на талантливых людей, с которыми удавалось создавать потрясающие и запоминающиеся творческие работы – это директор ГДК Василий Прадун, клуб «Арт-Полюс», семья Куровых, бывший руководитель народного театра Галина Королева, Александр Самсонов, Федор Жиляк, дизайнер по костюмам Валентина Пучинец.

Но особенно, как замечает Елена, ей везло на талантливых детей. Это  Лариса Прибор и Ваня Литецкий, Виталий Рожко, Андрей Мурашко, Александр Лопух, Алина Гаркач, Сергей Малышко и Аня Карпович, Даша Климова, Илья Стахно, Дима и Наталья Ларионовы, Татьяна Василевич, Павел Гус… Многие из них пошли по стопам учителя и теперь имеют свои танцевальные студии. А некоторые ученики – Евгения Проскура (Стрельченя),  Оксана Фомина, Татьяна Ефременко (Матеша), Лиза Пучинец и Евгений Ананько уже сегодня работают в коллективе в качестве тренеров. «Нельзя не сказать о многих замечательных парах, которые сегодня подрастают на смену, –  это  Ирина Дейкало и Филипп Кругликов, Юрий Гавриченко и Татьяна Бычек,  Саша Тасенкова и Влад Андриевский, Алексей Володько и Саша Курбеко, Елизавета Жигарь и  Антон Лащенко, Никита Дрозд и Саша Сасим. Всех просто не перечислишь, но  всегда надеешься, что они будут и дальше заниматься танцами  и еще долго будут в коллективе», – надеется Елена Фомина.

Поделиться:
Читать также
Культура camera_alt

Барановичи в Instagram. Концерт Славы

2 часа назад remove_red_eye 472
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up