Новости / Общество

Когда чужая земля становится родной. Как житель Таджикистана переехал жить в Беларусь

21.01.2010, 16:38 

Здесь все его называют Борисом. Так удобней и привычней. На самом деле его имя – Бахрулло. Бахрулло Сайфович Джафаров. Уроженец Таджикистана, гражданин Беларуси. Его день рождения по гороскопу приходится как раз между Тельцом и Близнецами. А в гороскопе сказано: «Легкость Близнецов уносит их далеко. Тельцов же называют солью земли. Они знают чего хотят и упорно работают ради этого».

Дело, которым занимается Бахрулло, легким не назовешь. Он – овцевод. И, по его утверждению, это стало не просто работой, а призванием.

Второй родиной стала Беларусь

В начале девяностых  на его родине началась гражданская война. Убили одного из братьев, и в 1990 году Бахрулло решил уехать из Таджикистана. Местом проживания избрал Беларусь. «Уезжал в чем стоял – в рубахе и штанах», –  вспоминает Бахрулло. Кстати, Таджикистан – единственная республика, где после распада СССР разразилась гражданская война. Причем не между кланами, а между простыми гражданами и радикалами. Тогда из этой страны в Беларусь приехало очень много людей. Их можно встретить сейчас и на Брестчине, и в Чернобыльской зоне. Бахрулло в Барановичах оказался  не случайно. Во-первых, был знаком с некоторыми текстильщиками: все же Таджикистан – страна хлопковая, и гонцы из ХБК бывали у него на родине не раз. А еще в Москве в магазине, где продавали мотоциклы «Ява», встретился и познакомился с одним из жителей г. Барановичи, который очень расхваливал наш город.

Несмотря на знакомства, с работой не получалось. Однажды в местной газете прочитал  объявление, что колхоз «Победитель» приглашает на работу на ферму. Так в Гирмантовцах появился смуглолицый дояр. Потом Бахрулло перебрался в город, занялся бизнесом. Из Турции возил  макароны, фрукты и овощи. Десять торговых точек было у таджикского предпринимателя. В 1993 году из Нурека приехала в Барановичи и первая жена Оля с дочкой. Кстати,  Оля тоже родилась в Таджикистане. Там они и поженились.

И бизнесом он начал заниматься еще там, на родине, когда вернулся в 1984 из армии (служил в Монгольской Народной Республике). Торговал косметикой, солнцезащитными очками, другой мелочью. Уже в 23 года в родном Нуреке у Бахрулло была собственная квартира. Его семью уважали, отец был старейшиной, очень известным человеком. Когда отец в 2002 году умер, весь город провожал его в последний путь. Сын на похороны тогда не попал… На родине был в последний раз в 2004 году, да и то только три дня – жарко, говорит, тяжело, отвык… Многие его близкие родственники там и сейчас при власти. Один из них – министр финансов Таджикистана. С мамой, которая живет в Нуреке, часто говорит по телефону. Братья – кто где. Двое живут в России, один в Барановичах работает строителем, один живет в Таджикистане. Прежняя семья Бахрулло здесь, на Брестчине.

На хуторе лучше, чем в городе

Сейчас Бахрулло 46 лет, живет он на хуторе в Петуховщине. Это в Ляховичском районе, недалеко от нашего города. Домик купил по случаю, постройка несколько лет после смерти хозяйки была бесхозной. «Здесь красивая природа, воздух чистый», – говорит Бахрулло. Обустроившись,  решил заняться овцеводством, хотя до этого к сельскому хозяйству, за исключением работы дояром, отношения не имел. Начинал свое дело в 2004 году. Купил с полсотни овец, два барана привезли из Голландии. Разные породы разводит – обычные, романовские, меринос, тексель… Последние – как раз голландской породы.

Занимается он и селекцией и лечить животных научился. Но только на свой опыт не полагается – при необходимости  обращается за помощью. «Познаю сам, учусь у ветеринаров, уже и вакцинацию сам делаю, и даже оперирую», – говорит фермер.  «Одна овца за год до ста килограммов вырастает, другая едва тридцать наберет», –  говорит он. В целом его стадо – это более сотни животных. Мечта – увеличить поголовье вдвое-втрое, опыт позволяет. А земли здесь хватает – и пастбищ, и пахотной. Местные власти, по словам Бахрулло, относятся с пониманием, его личное подсобное хозяйство поддерживают. Собственно, общаться приходится в основном с сельсоветским да колхозным руководством – выше идти пока необходимости не было – говорит Бахрулло. Да и раньше все вопросы решались легко. Так и паспорт гражданина СССР в свое время без проблем поменял на белорусский. В своем деле он считает себя профессионалом. «Если бы написал пособие по овцеводству,   получилась бы целая книга», – говорит хозяин. В самом начале было трудно. «Сорок ягнят родится – 35 из них пропадает. Переживал очень, но мыслей о том, чтобы бросить дело, не было».

Со сбытом продукции проблем давно нет. «Не успеваю выращивать», – говорит фермер.   Раньше в Минск мясо возил, сейчас люди сами на хутор приезжают. Что остается – на рынке в Барановичах реализуется, там у него свое торговое место. Иногда звонят из г. Барановичи с вопросом – почему нет в продаже  баранины. Среди покупателей – живущие в Минске турки, иранцы, выходцы из Средней Азии. Земляки из Таджикистана тоже приезжают. Мясо раскупается быстро. Труднее сбывать молодняк, на молодых овец спрос ниже. Есть проблемы с реализацией шерсти и шкур, особенно в этом сезоне. Стрижет овец сам – даже электрическую машинку для этого купил. Раньше, в пору предпринимательства, он и в Испании, и во Франции бывал, всю Европу объездил, машины из Германии гонял. Там и друзей,  и родственников много. А сейчас пять лет за границей не был, сетует Бахрулло. Хозяйство не оставишь. А между тем совсем недалеко, в Ляховичах, проживают молодая жена Диана и две маленькие дочурки – Сафина и Ева. Одной три годика, другой – год. «Диана – учительница начальных классов. Очень молодая жена. И красивая», – говорит Джафаров.

Лучшие помощники – близкие

Очень благодарен он родителям своей избранницы – Наталье Леонтьевне и Аркадию Владимировичу. Хоть и своих дел у них предостаточно, но и продать товар, и технику отремонтировать, и что-то помочь построить – на все у них время находится. А техника у Бориса своя – трактора Т-25 и Т-40, сенокосилка, другие навесные агрегаты, автомобиль. Маленький трактор тесть сам собрал, разбирается в этом, технику знает.  Собственно, как не помочь – родина Дианы – соседнее Задворье, это всего в километре от хутора Петуховщина.  

Есть и другие помощники. Брат Зикруло из   г. Барановичи приезжает, местные, если попросишь, не откажут. И он на их просьбы откликается – дачникам поле вспашет, органики привезет.

Уважая традиции людей, живущих рядом, Бахрулло помнит и о своих. В мусульманские праздники бывает в мечети в Слониме. Правда, земляков там встречает не часто, их больше живет в Минске.

Значительную часть времени ему приходится проводить на хуторе. Там у него для нормальной жизни тоже есть все необходимое – водонагреватель, камин, микроволновка, музыкальный центр. Продукты подвозит автолавка. Да много ли надо – если в сарае и овцы, и индейки.
А плов Бахрулло готовит отменно. По-восточному.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @IntexPress_Bot.
Поделиться: