Автор: Инна ГОНЧАР

11:36, 23 октября 2009

Экономика

remove_red_eye 53

Дорожные заметки

Современный мир невозможно представить без автомобильных дорог, от качества которых зависит как комфорт, так и безопасность движения. И все мы, участники дорожного движения, будь то автомобилисты или пассажиры, ежедневно оцениваем результаты работы дорожников.

Накануне Дня дорожника и автомобилиста, который празднуется в последнее воскресенье октября, корреспондент «IP» побеседовала с Александром Кухарчиком – начальником Дорожно-эксплуатационного управления № 3, которое обслуживает и строит дороги.

Сегодня на балансе ДЭУ № 3 82 км главного международного транспортного коридора – дороги М-1, международное название которой Е30, но в народе более известной как Олимпийка.

– Александр Михайлович, насколько велико значение этой дороги на экономической карте нашей страны?

РЕКЛАМА

– Значение дороги М-1 трудно переоценить. По ней проходит более 60% всех транзитных грузов. Причем интенсивность движения по Олимпийке ежегодно возрастает на 7–10%. На данный момент поток автомобилей в сутки приблизился уже к 7 тысячам.

– Многие страны уделяют развитию сети автомобильных дорог пристальное внимание. Что делается у нас?

– В Беларуси действует программа «Дороги Беларуси», предусматривающая развитие и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния важнейших республиканских дорог, автомобильных дорог на маршрутах международных транспортных коридоров. У каждой дороги есть свой срок эксплуатации. Однако, в связи с хроническим недофинансированием программы в этой сфере, существуют определенные трудности. Дорогами надо заниматься, в них необходимо постоянно вкладывать деньги. А мы хотим иметь современные магистрали, при этом не затрачивая средств на их строительство.

– Каким же образом вы боретесь с нехваткой денежных средств?

– Ежегодно мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: ДЭУ доводят прогнозные показатели, предусматривающие увеличение объемов работ, в то же время при постоянной экономии финансовых средств на содержании дороги. Первоочередной нашей задачей является содержание участка дороги М-1, но для того, чтобы выжить в тяжелых экономических условиях, мы должны зарабатывать сами. В ДЭУ №3 налажено собственное производство асфальтобена, необходимых смесей для строительства и ремонта дорог. Помимо этого, изготавливаем так называемый «холодный асфальт», не требующий нагрева при укладке. Несмотря на все трудности этого года, ДЭУ-3 есть чем гордиться. Нами были построены полигоны к учениям Запад-2009, сейчас мы заканчиваем укладку асфальта возле Ледового дворца.

– А сколько стоит, к примеру, построить километр качественной, европейского уровня, дороги?

– На сегодня 1 т произведенного и уложенного нами асфальтобетона стоит около 160 – 200 тыс. руб. А для того, чтобы положить всего лишь один слой толщиной 5 см, к примеру, 1 км стандартной дороги в 7 м шириной, необходимо 850 т асфальта. Легко посчитать, что это составит около 145 млн руб. А ведь хорошая дорога это далеко не один слой асфальта, а если учесть стоимость путепроводов, мостов… Поэтому 1 км дороги такого класса, как Олимпийка, будет стоить три и более миллиона долларов.

– Есть ли у нас дороги европейских стандартов? Что делается для улучшения их качества?

– Конечно, многие наши дороги отличаются от западных, ведь большинство из них строилось много лет назад. Дороги изнашиваются, а у нас обычно начинают заниматься ремонтом, когда уже просто ездить нельзя, а ведь деньги необходимо вкладывать постоянно. На мой взгляд, Олимпийка подходит к европейским стандартам. Есть, безусловно, недочеты, но постоянно проводятся работы, чтобы сделать дорогу безопасной и комфортной. Так, на своем участке мы положили защитный слой асфальтобетона, так называемый «новачип», технология которого была привезена из Швеции. В перспективе планируем установить барьерные ограждения между полосами, сделать съезды и провести дополнительные путепроводы.

Следует отметить, что во многих случаях сами автомобилисты относятся безответственно к дороге. Посмотрите, во что мы превратили дороги: в посадки при дорожной полосе выбрасывают мусор. Только за 9 месяцев с дороги мы вывезли 81 тонну(!) мусора, пришлось даже мусоровоз дополнительно покупать. Бывает и такое, что по нашей дороге может проехать нерадивый тракторист, даже «вспахать» дорожное полотно.

– Бросается в глаза разница в состоянии межгородских дорог и на территории города – она порой разительна.

– Дороги в черте города относятся к категории коммунальных дорог. Главная проблема их состояния, опять же, в финансировании. В этом году, к примеру, в городе было положено лишь 400 метров дороги на ул. 50 лет БССР. Интенсивность дв
ижения на городских улицах растет с каждым годом, соответственно увеличивается и нагрузка на дорожное покрытие. В результате оно быстрее изнашивается, появляется колея. Да и не везде в городе есть ливневая канализация, которая примет все стоки и уведет их.

– Почему наши дороги так быстро приходят в негодность?

– Такие проблемы с дорогами происходят потому, что мы строим пока еще не дорогие дороги, а дешевые. Разрушается дорога по многим причинам. Но больше всего влияют, конечно, погодные условия. Даже когда французы, считающиеся хорошими дорожниками в Европе, привезли свой проект дороги в Беларусь, нам он не подошел из-за разности климатических условий. Ведь в нашей республике температура за сутки может переходить через ноль по несколько раз, а для асфальтобетона худшего нет. Вода проходит через него, впитывается, замерзает, бетон разрывается, поэтому после зимы много ямок. Жара также влияет на разрушение дорожного покрытия. Летом мы часто наблюдаем одну и ту же картину: как плавятся автобусные остановки. Дело в том, что температура размягчения дорожного покрытия 50 градусов, оно тогда становится податливым, как пластилин. А когда автобус горячими колесами давит на него, асфальту деваться некуда. Можно, конечно, таких проблем избежать, если в покрытие добавлять специальные добавки, которые увеличивают температуру размягчения, но они стоят больших денег, которых нет.

– Изучался ли опыт дорожного строительства за рубежом?

– У нас неоднократно бывали зарубежные специалисты. Но ничего нового и особенного за рубежом на сегодняшний момент нет, чего бы не было у нас: ни в отношении техники, ни в отношении технологий. Конечно, если вести разговор про 90-е годы, то тогда, безусловно, мы уступали зарубежным дорожникам во многом. Теперь же мы оснащены такой же техникой, используем такие же технологии. А вообще наши специалисты даже во многом более грамотны и подготовлены, чем зарубежные. У нас в ДЭУ хорошие инженеры, есть своя лаборатория строительных материалов. В республике есть и свой дорожный научно-исследовательский институт, которого нет во многих странах. Поэтому у нас есть люди, умеющие строить дороги хорошего качества. Весь вопрос упирается всего лишь в финансирование.

Все дорожники, на мой взгляд, осознают свою ответственность за жизнь других людей. А для меня дорога ассоциируется с жизнью, на которой бывает все: и горе, и радость.

РЕКЛАМА

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up