Новости / Экономика

«Верните деньги по-хорошему…»

28.08.2009, 9:15 / remove_red_eye 96 / chat_bubble

В нынешнем году  у большинства потребителей даже незначительные недостатки товара не проходят незамеченными –  отмечают в обществе прав защиты потребителей. В свою очередь многие потребители уверены, что с началом кризиса их права стали ущемляться чаще: в магазинах обвешивают и обсчитывают, в автосалонах обманывают, в банках – вводят в заблуждение.

орреспондент «IP» поинтересовалась, на что больше всего жалуются наши горожане.

Количество жалоб не уменьшается

Как рассказал представитель Барановичской городской организации защиты прав потребителей Александр Савчук, количество жалоб за последние три года в нашем городе остается практически на одном уровне, но меняется тематика обращений. Так, если пять лет назад больше всего потребителей жаловались на некачественную обувь, одежду, то теперь – на сложную бытовую технику и недостатки в гарантийном обслуживании. Много претензий к фирмам по изготовлению и установке окон и дверей.

РЕКЛАМА

И если ранее на некоторые недостатки до кризиса многие покупатели «закрывали глаза» и из-за небольшой суммы в общество защиты прав не обращались, то теперь не считается зазорным подать иск и из-за вовсе небольшого ущерба. Однако большинство обращений, безусловно, имеют основания для предъявления претензий, тем более что суммы, на которые иногда недобросовестные продавцы обманывают покупателей, довольно-таки значительные.

По словам Александра Савчука, в среднем еженедельно поступает около 15 обращений. За текущий год в Барановичскую городскую организацию защиты прав потребителей уже поступило 312  жалоб, а к концу года, по прогнозам специалистов, их будет около 600.

До суда доходит около 5% от общего количества обращений. Однако бывает так, что решение суда в пользу потребителей не всегда выполняется вовремя.  

 

Приходите завтра, или Ни денег, ни автомобиля

В нынешнем году впервые в нашем городе было подана жалоба на фирму, занимающуюся продажей автомобилей.

Свою историю покупки машины корреспонденту «IP» рассказала наша горожанка Ирина (по этическим соображениям имя изменено. – Авт.).

В сентябре прошлого года она с мужем оформила валютный кредит для покупки автомобиля. Выбрав подходящую машину в одной из минских фирм, семья заключила договор купли-продажи. «Мы с мужем должны были внести около 16 тысяч долларов на счет фирмы, а машину доставить нам фирма обязалась к  декабрю», – рассказала Ирина. Перечислив необходимую сумму, покупатели стали дожидаться автомобиль. Но в указанный срок машину им так и не привезли.

Когда в январе Ирина с мужем поехала в Минск, чтобы все-таки расставить все точки над  «і», в офисе фирмы  уверили, что все недоразумения улажены и авто можно забрать. «Конечно, поначалу мы с облегчением вздохнули, – рассказала Ирина. – Но, когда нам принесли документы и мы посмотрели автомобиль, поняли, что радость наша преждевременна. Ведь это была совершенно не та марка, которую мы заказали и за которую заплатили».   

Сотрудники фирмы только пожали плечами и сказали, что, возможно, произошла ошибка и нужно всего лишь немного подождать.

Как сказала Ирина, ждать не представлялось возможным, ведь с октября они банку выплачивали  кредит, и семья обратилась в Барановичскую городскую организацию защиты прав потребителей. К продавцу составили претензию с предложением добровольно выполнить обязательства и возместить убытки в связи с невыполнением условий договора. Однако в офисе по-прежнему  говорили, что нужно подождать.

В апреле состоялся суд, на который никто из представителей фирмы не явился. Судом г. Барановичи и Барановичского района было принято решение  расторгнуть договор купли-продажи, вернуть уплаченные деньги за автомобиль, возместить убытки и выплатить материальную компенсацию за моральный вред. Всего на сумму 50 млн рублей.

Однако, как рассказала Ирина, решение суда до настоящего времени фирма так и не выполнила, и ни денег, ни машины у них нет. Все же Ирина не теряет надежды,   она убеждена в том, что недобросовестными продавцами теперь должны заняться правоохранительные органы. 

 

На что жалуемся?


По словам Александра Савчука, около 60% всех жалоб предъявляется к качеству продаваемых товаров. Больше всего претензий покупателей касается качества сложной бытовой техники. Остальное количество претензий относится к выполнению различных услуг, бытового сервиса.

Наибольшее количество проблем у барановичских потребителей возникает с некачественной бытовой техникой: холодильниками, телевизорами, стиральными машинами, мобильными телефонами, с обувью, одеждой.

РЕКЛАМА

Немало жалоб на фирмы, занимающиеся изготовлением и установкой оконных и балконных рам, дверей, изменением дизайна мебели.

Советы потребителям


n Не покупайте товар у лиц, не имеющих права на продажу товара или оказание услуг.

n Обязательно требуйте чек, а при оказании услуг – договор, в котором требуйте указания необходимых вам условий.

n При покупке сложной бытовой техники по возможности проверьте ее работоспособность, комплектацию, удостоверьтесь, что все есть в наличии.

n Если доставка производится силами продавца, ни в коем случае не подписывайте акт приема-передачи товара  до того времени, пока товар не доставят к вам домой.   

n Прежде чем расписываться в приемке товара, внимательно посмотрите, за что расписываетесь, осмотрите товар и по возможности проверьте его работоспособность.

n В случае возникновения претензий по поводу качества товара (услуги)  предъявите ее в устной форме. Если продавец отказывает в удовлетворении требований, напишите жалобу в Книгу замечаний и предложений. Если и после этого ваши претензии не удовлетворят,  обращайтесь в Управление торговли Барановичского горисполкома, а затем в общество защиты прав потребителей.

Доверяй, но проверяй

Отстоять свои права потребители могут в большинстве из поданных исков, но размер морального возмещения вреда все же незначителен.   

Как отметил Александр Савчук, зачастую бывает так, что сами покупатели слишком доверчивы: не сохраняют чек на покупку, не заключают подробный договор на оказание услуг, невнимательно подписывают документы, тем самым создавая проблемы при решении возникающих спорных вопросов.

Так, наша горожанка Людмила Викторовна в одном из магазинов города выбрала холодильник «Атлант». Как сказали покупательнице продавцы, холодильник этой модели был последний и он стоял на витрине. «Холодильник мне понравился, поэтому меня не смущало, что я забираю его с витрины, – рассказала женщина. – Да и устраивало меня то, что магазин предлагал возможность приобрести товар в рассрочку, поэтому я  в тот же день оформила и подписала все необходимые документы. А холодильник должны были привезти через два дня». Приехав домой и просмотрев все документы, Людмила Викторовна обнаружила, что при подписи документов об оформлении рассрочки  она не обратила внимания и подписала акт приема-передачи товара.

«Холодильник мне привезли в срок, но я даже не успела его распаковать. Грузчики оставили его в прихожей и уехали, – рассказала Людмила Викторовна. – Как только я раскрыла коробку, то увидела, что дверца вся исцарапана, причем одна царапина очень глубокая, и видна металлическая поверхность».

Включать холодильник женщина даже не стала, а на следующий день  обратилась в магазин. Людмила Викторовна неоднократно объясняла продавцам о своей проблеме, но ответ был один, что акт приема-передачи товара уже подписан, а значит, никаких претензий к продавцам быть не должно.

Как пояснил Александр Савчук, в магазине не должны были давать на подпись акт приема-передачи, потому что фактически покупательница получила холодильник только через два дня. Если бы Людмила Викторовна была сразу внимательной, ей бы не пришлось сейчас тратить силы для восстановления справедливости. Ведь теперь ей придется обращаться в суд, где нужно будет доказывать свою правоту.   

Компенсация за некачественный… гроб

В общество защиты прав потребителей поступает очень много жалоб. Некачественные памятники, окна, двери, мобильные телефоны – с такими претензиями ежедневно приходится разбираться сотрудникам общества защиты прав потребителей. Однако недавняя жалоба одной нашей горожанки  удивила даже опытных работников.   

Ведь женщина потребовала компенсацию за некачественный гроб, в котором она месяц назад похоронила родственника.  

 «Гроб был тяжелый, потому что доски, из которого его сделали, были сырыми. Помимо всего, он кривой, было стыдно перед родственниками», – выразила недовольство женщина в своей жалобе.

В обществе защиты прав потребителей в растерянности, поскольку не знают, чем помочь горожанке и как удовлетворить ее претензию. Ведь похороны состоялись более месяца назад, и поменять гроб на другой не представляется возможным. Возместить или компенсировать нанесенный ущерб тоже нереально, поскольку затруднительно провести экспертизу гроба без эксгумации тела. Но даже если и решиться на это, то как судить о первоначальном качестве гроба теперь, когда он пролежал в земле столько времени…

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up