Автор: Тамара Савич

15:19, 31 июля 2009

Общество

remove_red_eye 1174

Это моя работа. Машинист электровоза

Наверное, нигде так не почитаема и не уважаема профессия железнодорожника, как в г.Барановичи, где на сегодняшний день насчитывается более шести тысяч представителей этой профессии.  2 августа железнодорожники отмечают профессиональный праздник. О своей профессии, об опасностях и сложностях работы рассказывает машинист электровоза с 30-летним стажем Виктор Ивановский.

Трудовая династия

Все детство Виктора Ивановского, сколько он себя помнит, прошло на железной дороге — его отец работал механиком-наладчиком в опытно-путевой машинной станции № 115 Барановичского отделения БЖД.

«Мне доводилось бывать у отца на работе довольно часто, тем более что и дом наш был рядом с депо. Я с детства привык не только к постоянному перестуку «железки», но и хорошо усвоил, что железная дорога — это не только зона повышенной опасности, но и место повышенной ответственности и порядка, — вспоминает Виктор. — Поэтому я, можно сказать, делал осознанный выбор, когда решил пойти работать на железную дорогу».

РЕКЛАМА

После окончания Барановичского профтехучилища № 118 в 1979 году Виктор устроился в локомотивное депо токарем. Но однообразная работа в цеху быстро приелась — парня манила железная дорога. Поэтому, вернувшись в 1983 году из армии, Виктор окончательно решил для себя, что станет машинистом и пошел на курсы для помощников машиниста тепловоза. После учебы в этом же году он начал отсчет своих железнодорожных верст, работая на грузовых поездах.

Обычно молодежь ездит помощником «на товарняках» в среднем около двух лет, после этого, молодых помощников, как правило, переводят на пассажирские поезда и электрички. И хотя задачи, решаемые помощником достаточно просты — следить за дорогой и техническим состоянием всей машины, дублировать поступающие сигналы и, проходя по вагонам, следить, чтобы не было посторонних запахов — без этого этапа в трудовой биографии на железной дороге, что называется, ни туда — и ни сюда.

Но, наверное, нет такого помощника, который бы не хотел стать машинистом. Мечта самому стать «рулевым поезда» не оставляла паренька, и в 1987 году Виктор снова пошел учиться в Гомельскую дорожно-техническую школу. С 1988 года Виктору Ивановскому доверили тепловоз. И только через шесть лет, в 1994 году, его перевели на электровозы.

Кого не возьмут в машинисты

У будущего машиниста, по словам Виктора, должно быть отменное психическое и физическое здоровье: хорошо работающее сердце, стабильное давление, идеальный слух, отличное зрение и цветовосприятие. Поэтому не случайно рабочий день или ночь Виктора начинается с обязательного медосмотра: измерение давления и температуры, проверка сердечной деятельности, обязательный тест на алкоголь. «За нетрезвое состояние — увольнение без разговоров. И это правильно. Поэтому машинисты в основном непьющие — слишком велика ответственность на работе», — говорит Ивановский.

Тем, у кого пошаливает давление, есть проблемы со слухом или зрением недостаточная скорость реакции, по словам Виктора, путь в машинисты заказан однозначно.

Но еще одним важным качеством должен обладать любой машинист — это умение быстро, не мешкая, принять правильное решение, от которого порой зависит не только собственная жизнь машиниста, но и жизнь сотен пассажиров. «Уже когда ездишь помощником, к тебе присматриваются — как ведешь себя в пути следования. Если человек паникует, теряется в сложной ситуации, когда, к примеру, надо применить экстренное торможение или случилась поломка прямо в дороге, а ехать непременно надо — с такими на железной дороге расстаются без сожалений, — говорит Виктор. — Неуверенный машинист может создать большие проблемы при внештатных ситуациях на маршруте, которых в дороге случается множество».

Виктор рассказывает, что за тридцать лет работы он воспитал с десяток помощников. При этом были и такие «ученики», которые, по оценке Ивановского, в кабину машиниста только для «балласта» и садились. «Но чаще в депо все же приходит толковая молодежь. Вот и мой сегодняшний напарник, Алексей Потоцкий, с которым мы уже два года вместе ездим, толковый парень. Леша хорошо соображает в технике, да и желания обучаться профессии у него не отнять. Будет из него толк», — скрывая улыбку, отмечает Виктор.

Проверил поезд — и в путь

В пригородных электропоездах всегда работает бригада: машинист и помощник машиниста. Прежде чем отправиться в путь, машинист и помощник проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с изменениями в расписании. После осмотра поезда бригада отправляется в путь.

Виктор рассказывает, что во время движения все действия машиниста фиксируют специальные приборы, которые держат машиниста в постоянной «боевой готовности». К примеру, «скоростомерная» лента — на ней отображаются все остановки, торможения, срывы стоп-крана — по ее показаниям можно получить выговор или поощрение. Более коварным прибором можно считать так называемый «рычаг бдительности», который находится под левой рукой машиниста — его нельзя отпускать всю дорогу следования.

В электричках есть еще и «кнопка бдительности» — периодически она подает сигнал, и машинист обязан нажать на нее в течение 6 секунд — так он подтверждает, что не уснул и находится на посту, а иначе электричка остановится автоматически.

Делу время, а отдыху — 16 часов

График работы у машинистов скользящий и составляется для бригады индивидуально, ведь между рейсами машинист должен отдохнуть не менее 12-16 часов. Чаще всего бригаду ставят на одни и те же рейсы: Виктор вот уже около пятнадцати лет водит электровозы по маршруту «Барановичи-Минск». «Одним из недостатков профессии машиниста многие считают то, что нам приходится работать в праздники, — говорит Виктор. — Наверное, надо склад характера такой иметь, чтобы, если надо, так надо, и без разговоров. Некоторые, особенно молодежь, не могут привыкнуть, что и в выходные, и в праздники машинист — на работе, из-за этого порой и уходят».

По словам машиниста, к такому положению дел он уже привык и говорит, что стал относиться к праздникам довольно спокойно: «Вот в Новый год я прихожу на работу и помню, что сегодня праздник, а сажусь за пульт — и забываю: дорога зовет. Мне кажется, такой же обычный день, как и все».

Привыкнуть к трагедии невозможно

«Вот вы, как в депо пришли? — спрашивает Виктор, глядя на грузовой состав, который загораживает вход в депо на десятки метров в обе стороны. Увидев мое смущение от того, что я на самом деле не через пешеходный мост попала на «проходную», с горечью продолжает: «Ну вот, даже вы!.. А почему бы не пройти по мосту? Не важно, что вагоны стоят и никуда вроде бы не двигаются! Вы ведь не видите локомотив, а если как раз в этот момент состав двинется, а вы — под вагоном, что тогда делать будете?»

РЕКЛАМА

Виктор Ивановский говорит, что многие люди, переходя железную дорогу, довольно безрассудно относятся к своей жизни: надеясь «на авось», пробегают перед составом. По словам машиниста, трудно передать возникающие чувства, когда видишь, что человек, решив сократить дорогу, не замечает приближающийся поезд…

«Иногда едешь и вдали замечаешь человека, чувствуешь, что что-то не то: он мечется перед путями, ему не стоится, в такие минуты думаешь: «Стой, ну куда же тебя несет!» — и начинаешь притормаживать, — рассказывает Ивановский.
Зачастую предотвратить трагедию машинист просто не может: на поезде человека не объедешь и состав не остановишь сразу — тормозной путь его составляет не менее полукилометра, а человек становится заметным лишь за четыреста метров.

«Первый такой случай был, когда я еще работал «на товарняках», — рассказывает машинист. — Тогда, правда, меня Бог уберег: парень набил шишку, но остался жив. Не зря говорят, что пьяницам везет. Но, к сожалению, статистика упряма, и на каждого машиниста приходится по несколько смертей», — говорит Виктор. — И вот к этому привыкнуть невозможно».

***

Мы, пассажиры, собираясь в дорогу, очень редко задумываемся над тем, что наша жизнь на время поездки всецело находится в руках всего лишь двух человек: машиниста и его помощника, таких же, как и мы простых людей, но в отличие от нас, ясно осознающих свою ответственность за нашу безопасность на железной дороге.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up